Переход на электромобили не позволит избавиться от вредных выбросов насовсемНика КацманАвтор Авто Mail
Электромобили часто называют ключевым инструментом в борьбе с глобальным потеплением и способом сделать воздух чище. Однако эти автомобили могут быть не таким уж идеальным решением, как кажется. Новое исследование показывает, что пыль от тормозных колодок, которая выделяется как у электромобилей, так и у машин с ДВС, настолько токсична, что ее воздействие может быть хуже, чем вдыхание дыма от сжигания угля.
Этот вывод может показаться неожиданным, учитывая, что электромобили активно используют рекуперативное торможение, что значительно снижает износ тормозов. Однако электромобили значительно тяжелее своих бензиновых и дизельных аналогов, а значит, когда они используют обычные тормоза, то выделяют больше пыли при каждой остановке.
Ученые из Университета Саутгемптона (Великобритания) изучили влияние частиц, выделяемых тормозными колодками, на здоровье легких. В исследовании рассматривались колодки с разным составом: один тип с низким содержанием металлов, а также три других — полуметаллические, безасбестовые органические и гибридные керамические.
Обычно мы ассоциируем все, что имеет маркировку «органический» с чем-то более полезным для здоровья. Однако в ходе испытаний безасбестовые органические тормозные колодки вызвали наибольший вред. Они были признаны даже более токсичными для легких человека, чем выбросы дизельных двигателей.
По словам авторов исследования, именно этот тип колодок наиболее распространен в США, поскольку они недорогие, работают тихо и имеют сравнительно низкий износ.
Безасбестовые органические колодки были разработаны как замена старым, содержащим асбест. Они включают медные волокна, которые улучшают теплопроводность — ту же функцию ранее выполнял асбест. Асбест исключили из состава из-за его связи с заболеваниями легких, но, как выяснилось, медная пыль в современных колодках также связана с болезнями дыхательной системы, включая рак, астму и хронические легочные заболевания.
В США штаты Калифорния и Вашингтон уже приняли законы, ограничивающие содержание меди в тормозных колодках, но эта мера была направлена скорее на защиту водоемов и водной фауны, чем на охрану здоровья людей. В Европе новые экологические нормы Euro 7, вступающие в силу в 2026 году, также начнут ограничивать выбросы тормозной пыли, но, вероятно, эти правила затронут только новые автомобили, а не запчасти для уже существующих машин.
На данный момент в мире почти нет регулирования выбросов от автомобилей, не связанных с выхлопными газами, включая износ шин, который является еще одним серьезным источником опасных выбросов. Как уже упоминалось, электромобили используют рекуперативное торможение, но у них по-прежнему есть и традиционные фрикционные тормоза, которые выделяют пыль. Кроме того, электромобили тяжелее автомобилей с ДВС, что приводит к еще большему износу шин и, соответственно, загрязнению воздуха.