Содержание:
EN
Следите за нашими новостями в удобном формате Есть новость? Присылайте!
«Netflix, что ты натворил, остановись!» — главная реакция на четвертый сезон «Ведьмака» во всем мире. Продолжение одной из самых популярных франшиз получило шквал негативных отзывов и 17% «свежести» зрительского рейтинга на Rotten Tomatoes. Это самый дорогой сезон сериала, бюджет составил более $220 млн, там очень зрелищные экшен-сцены. К нему одновременно с выходом даже выпустили полнометражный спин-офф с Дольфом Лундгреном. Но в итоге единственное, что по-настоящему хвалят все зрители, — это новые персонажи, которых сыграли звезда «Матрицы» и номинант «Оскара» Лоренс Фишбёрн и муза Нила Бломкампа Шарлто Копли. «Известия» посмотрели четвертый сезон и проверили, насколько заслужен провал «Ведьмака».
Какие проблемы у нового «Ведьмака»
Четвертый сезон «Ведьмака» по логике сериала должен быть предпоследним. Рождался он травматично: после третьего сезона шоу покинул Генри Кавилл, и его заменили не менее звездным Лиамом Хемсвортом. Уже тогда стало ясно, что дела плохи. Одним из главным впечатлений от прошлого сезона как было выражение невыносимой скуки на лице Кавилла в кадре: ему не нравилось, в какую сторону продюсеры ведут франшизу, не нравилось, что происходит с его ведьмаком Геральтом по сюжету, он уже во время съемок явно знал, что не будет продлевать с Netflix контракт.
Netflix видел, что команда сериала подавлена уходом Кавилла, и видел недоверие фанатов к продолжению. Стриминг постарался максимально подготовиться к релизу. Выпустил в этом году анимационного «Ведьмака», параллельно с работой над четвертым сезоном сделал спин-офф про банду «Крыс», в которой теперь состоит главная героиня Цири. Там играет Дольф Лундгрен, которого в четвертом сезоне нет, но лучше посмотреть на любимого актера 80-х в фильме «Джонни Мнемоник», который прямо сейчас перевыпустили в российских кинотеатрах.
Но, похоже, боссы Netflix посмотрели получившийся сезон и поняли, что дела плохи. Поэтому спин-офф из мини-сериала перемонтировали в полный метр, чтобы покороче, а сам сезон выпустили одним днем, хотя главные свои проекты стриминг разбивает на две части, а ближайшие «Очень странные дела» вообще будут в три захода. Тревожный симптом.
Что происходит в новом сезоне
Четвертый сезон — это три параллельные сюжетные линии, которые развиваются после грандиозного побоища в финале прошлого сезона. Молодая женщина Цири, за которой охотятся ведущие маги всего мира, переживает что-то вроде запоздалого подросткового бунта и мучительно пытается повзрослеть. Она находит себе друзей — банду «Крыс», эти разбойники гордятся своей свободой и устраивают дерзкие вылазки то тут, то там. Цири встречает новую любовь, но бандитов смущают жестокость и депрессивность таинственной блондинки, которая даже имя сменила, чтобы полностью «перезапустить» свою невеселую судьбу.
Ведьма Йеннифэр со своими товарками готовится к большой битве магов в мрачном готическом замке. Она считает Цири своей приемной дочерью и очень хочет найти ее. Геральт, раненный в третьем сезоне, мрачно слоняется по деревням и весям, собирая отряд отщепенцев и тоже размышляя о Цири. Все трое героев постоянно встречают друг друга в видениях и даже иногда пересекаются, чтобы потом вновь разбежаться в миссии спасения мира от наступающего зла.
Структура эта уже знакома зрителям сериала, да и вообще здесь всё знакомо: и злодеи, и положительные персонажи, и локации, и проблемы. Но смотреть это раньше было увлекательно, а сейчас — очень тяжело и скучно. Хотя есть дорого поставленная битва магов, есть несколько монстров, среди которых выделяется русалка. Кстати, ее здесь называют не mermaid, на славянский манер, rusalka, подчеркивая, что бестиарий тут связан с книгами Анджея Сапковского, как и основные направления сюжета. Но, к сожалению, то, что есть, никак не компенсирует того, чего здесь нет. А нет здесь как минимум внятного объяснения, зачем это вообще смотреть. Чтобы понять это, надо вернуться на десять лет назад.
Игра «Ведьмак 3» — лучшая версия Геральта
Лучшая версия «Ведьмака» — не книги Сапковского (последняя, кстати, вышла в России совсем недавно, но хитом не стала), не сериалы и уж тем более не мультфильмы. Лучшая — это видеоигра «Ведьмак 3: Дикая Охота», которая вышла в 2015 году, стала глобальным культурным феноменом, до сих пор остается бестселлером и по-настоящему сделала Геральта популярным. Она не только была технически безупречной и идеально сбалансированной. В ней было нечто от больших произведений искусства, глубина, которой трудно было ждать от медиевистского фэнтези-экшена, каких в мире видеоигр тысячи и тысячи.
В центре там была фигура ведьмака Геральта. Он, с одной стороны, эдакий ковбой из фильмов Сэма Пэкинпа: грязный, неразговорчивый, жестокий, он странствовал по вымышленным средневековым странам, зарабатывал большие деньги охотой на нечисть, был звездой салунов и любителем после ванны с дороги развлечься с местными девицами, в идеале — симпатичными ведьмочками.
С другой стороны, Геральт, как сказали бы литературоведы, травестированная христологическая фигура. Он ведь не просто наемник, а своего рода пророк или мессия, который меняет жизнь везде, где появляется, совершает чудеса, почти бессмертен, не может иметь детей, видит то, что обычному человеку не под силу. В мире, погрязшем в пороках, он носитель определенных нравственных законов, мракобесию он противопоставляет разум, разоблачает ложь, карает грешников.
При этом сюжет игры построен апокалиптически, и Геральт, несмотря на все свои добрые дела, видит, что мир неуклонно движется к концу света: усиливается вражда среди государств, места хороших правителей занимают тираны, возникают новые вызовы, в том числе связанные с неведомыми ранее магическими силами. А ключевую роль здесь играет «агнец на заклание», Цири, которую Геральт любит по-отечески, и здесь тоже, как и во многих элементах игры, прослеживается христианская проблематика. Так политика, религия, философия и психология неожиданно совмещались внутри отдельно взятой игры. Кроме того, в ней постоянно приходилось делать непростой выбор, в котором не только опции, но и последствия были далеко не очевидны. Уже десять лет геймеры мечтают о продолжении, и оно должно выйти в следующем году, но трудно сказать, получим ли мы там нечто, хотя бы приближающееся к гениальной «Дикой Охоте».
Почему провалился четвертый сезон
Генри Кавилл не только Супермен из супергеройских фильмов, но и фанат игры и книг про ведьмака. Он стал идеальным воплощением Геральта на экране, его ведьмак наделен самоиронией, полон невеселых воспоминаний, не отказывает себе в плотских удовольствиях, проницателен, язвителен, честен и жесток. Два сезона сериала казалось, что игра логично перетекла в сериал и что дальше нужно ждать той глубины, которая так поражает в игре. Однако этого не случилось.
Создатели сериала пытались угодить всем, и в четвертом сезоне результат стал совсем невыносим. Жестокость, которая отличала игру, здесь смягчена, натурализм перешел в схематичность, бои неизобретательны и однообразны. В игре монстры за сотни лет своей безрадостной жизни обретали такой характер, что одним из достоинств сюжета были диалоги с ними, ведьмак общался с ними с искренней любознательностью. Пожалуй, с гораздо большим удовольствием, чем с людьми. Здесь монстры нужны только для компьютерных эффектов и хореографии боев, которым уделено большое внимание (и большие деньги), но мы больше не воспринимаем это так же лично, не запоминаем каждого монстра как именно что встречу, впечатление.
Вызывающий эротизм игры здесь превратился в тотальное целомудрие, как будто Netflix целился в аудиторию 12+. Доходит до того, что в постельной сцене у Йеннифэр волосы приклеены к груди, чтобы в кадре не случилось «обнаженки». Понятно, когда то же делали с пятнадцатилетней Брук Шилдс в «Голубой лагуне», но видеть такое в 2025 году как минимум странно, особенно после «Игры престолов».
Наверное, Netflix боится упреков в объективации или других обвинений эпохи #metoo, но мир «Ведьмака» всё же предполагает совсем другое отношение к материалу. Секс и насилие там неразрывно связаны, жестокость и грязь, которую вечно месит герой, нуждаются в разрядке. Отсюда вечное желание Геральта помыться, но и особенно символичен его отчаянный секс без возможности деторождения, то есть как бы безвыходный, романтический, в чем-то богоборческий жест, где нет границ и табу. В четвертом сезоне этого не будет.
Лиам Хемсворт так и не придумал, чем лично он может наполнить образ Геральта, поэтому он решил просто стараться подражать Кавиллу, даже хмыкать так же. Зритель это быстро понимает, да и режиссеры тоже. Поэтому пресность персонажа пытаются компенсировать его командой, и в итоге гномы-сквернословы, вампир и беременная лучница выписаны ярче, чем монотонный ведьмак. Цири и Йеннифэр даны чуть красочнее, но у них большую часть фильма одно и то же состояние, поэтому и они быстро приедаются. У Цири тут есть магический клон, и он интереснее оригинала.
Пожалуй, этот ход Netflix проиграл. Такого имиджевого провала франшиза «Ведьмак» никогда не переживала, и как бы это не сказалось на ожидании игры и финального сезона, если его после таких рейтингов вообще будут снимать. И, главное, в пятом эпизоде здесь понятно, что сериал мог бы быть другим! Здесь вдруг бард Лютик начинает петь, и ему устраивают такую стилизацию под голливудский мюзикл, что возникает надежда. Следом идет анимационная новелла о вампирах, и надежда крепнет, это сделано оригинально, ярко, броско. И вот уже кажется, что вторая половина сериала оправдает первые потерянные впустую четыре часа. Но — нет, дальше будет всё то же самое: унылый Геральт-Хемсфорт, одинаковые сражения, избавление от нескольких постоянных персонажей, намеки на то, что вот дальше будет по-настоящему круто. Да нет, не будет круто, похоже. 17% «свежести» на «Томатах» доказывают, что все отмеченные выше недостатки — не частные придирки, а выражение общего мнения. И надо срочно собирать у штаб-квартиры Netflix митинги с транспарантами «Такой «Ведьмак» нам не нужен».