Содержание:
EN
Мир стоял на пороге ядерной войны — удар по СССР готовился с американских военных баз в ФРГ, и только дипломатия была способна предотвратить катастрофу. 1 ноября на РЕН ТВ покажут детектив «Дорогой Вилли» о тайной дружбе генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева и канцлера ФРГ Вилли Брандта. И это — самая громкая шпионская премьера сезона. Секретная связь двух геополитических противников грозила крахом обоим, но в итоге изменила ход истории и стала примером блестящего выхода из неразрешимых международных разногласий. Прототипом одного из ключевых героев, которому предстояло в условиях секретности наладить диалог двух лидеров, стал журналист Валерий Леднев. Об этой фантастической, но невыдуманной и засвидетельствованной на страницах «Известий» истории — в нашем материале.
Московский договор 1970 года на страницах «Известий»
«Позитивный итог», «Договор между СССР и ФРГ подписан», «В честь канцлера ФРГ», — ликуют крупным шрифтом заголовки на первой полосе сохранившегося в архивах «Известий» выпуска газеты от 13 августа 1970 года — на следующий день после подписания Московского договора. В центре — снимок из зала Большого Кремлевского дворца, сделанный нашим предшественником. Момент, значение которого переоценить невозможно, засвидетельствовал известинский фотокорреспондент Сметанин.
На нем со стороны СССР — председатель Совета Министров Алексей Косыгин и министр иностранных дел Андрей Громыко, со стороны ФРГ — министр иностранных дел Вальтер Шеель и федеральный канцлер Вилли Брандт. В присутствии генерального секретаря Леонида Брежнева участники встречи ставят подписи на документе, который знаменовал собой отказ от политики холодной войны и стал историческим прорывом во взаимоотношениях между СССР и ФРГ в послевоенный период.
Этому событию, о котором пресса, в том числе мировая, теперь открыто сообщала на первых страницах, предшествовала тайная связь лидеров СССР и ФРГ — блестяще разыгранная ими партия, где оба рисковали обречь себя на политическую смерть.
Послевоенные отношения между двумя странами едва ли можно было назвать теплыми. Особенно международная напряженность накалилась в начале 1960-х, когда нашей разведке стало известно о разработке НАТО плана ядерного удара по СССР с военных баз в Европе, в том числе в ФРГ.
Министр иностранных дел СССР А.А. Громыко, председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин, федеральный канцлер ФРГ Вили Брандт и министр иностранных дел ФРГ Вальтер Шеель во время подписания Договора между СССР и ФРГ в Большом Кремлевском дворце, 12 августа 1970 года
В тот критический момент, когда мир оказался на пороге глобальной катастрофы, Брежнев и Брандт выбрали путь не разрушения, а дипломатии. Однако в условиях идеологического противостояния и взаимного недоверия состояться переговоры могли только при полной конфиденциальности. Был задействован тайный канал связи, который миновал бюрократию и другие возможные препятствия.
«Это очень лихая история! Это напряжение, это саспенс!»
Неофициальную, но ключевую роль в его создании сыграл журналист-международник Валерий Лендев. Он был германистом в «Известиях», имел крепкие связи в политических и деловых кругах ФРГ и благодаря этому опыту мог, не привлекая внимания, наладить прямой обмен сигналами между Брежневым и Брандтом.
— Простой журналист Валерий Леднев оказался очень важной фигурой в истории советско-германских отношений, которая подарила нам 20 лет политики мирного сосуществования, — отмечает документалист Игорь Прокопенко, который посвятил годы исследованию темы и сбору информации. — Когда-то он был международным обозревателем газеты «Известия», прекрасно владел немецким языком, состоял в пуле Брежнева и был очень хорошо встроен в немецкую интеллектуальную элиту. Поэтому, когда встал вопрос, кто может на конфиденциальном уровне подойти к руководству Западной Германии и наладить этот контакт, не оказалось варианта лучше.
Бывший журналист «Известий» Валерий Леднев (слева)
Сегодня он герой не только в истории, но и на экране. Валерий Леднев стал прототипом Валерия Плетнева — одного из главных персонажей нового громкого шпионского детектива «Дорогой Вилли». Это художественный четырехсерийный проект, но в его основе — исторические факты, которым позавидовал бы самый смелый сценарий.
— Это очень лихая история! Это напряжение, это саспенс! — описывает сюжет Алексей Розин, который и сыграл Плетнева.
И тут же демонстрирует это в кадре — прыгает в желтые «Жигули» и резво проносится по заснеженным улицам советской Москвы, воссозданным в «Москино».
— У меня первый автомобиль был «Жигули», это особенная машина, — между дублями возвращается актер к журналистам «Известий». — У нас сейчас погоня. Наши герои похитили госсекретаря ФРГ прямо из-под носа у сотрудников КГБ и его собственной охраны, чтобы передать лично секретные сведения. Сценарий написан очень хорошим языком с долей иронии, несмотря на то что это серьезная история про то, как два разведчика предотвращают ядерную войну и спасают мир.
В компании с Плетневым — бывший сотрудник КГБ Вячеслав Варданов. Вместе они составляют обаятельный дуэт, где в духе супергеройских блокбастеров одновременно сочетаются и сталкиваются два разных характера.
У Варданова, как и у остальных персонажей, есть реальный прототип — сотрудник органов госбезопасности СССР Вячеслав Кеворков. Актер Сергей Марин, воплотивший образ, принес «Дорогому Вилли» первую награду еще до премьеры — в июне он был признан лучшим актером по версии жюри конкурса кинофестиваля «Пилот».
«Лучше я не доиграю, нежели превращу Брежнева в очередной анекдот»
В актерском ансамбле — идеальная гармония. Каждый его элемент, как на нотном стане, — на своем месте. Даже глядя на Кирилла Кяро в роли Вилли Брандта, забываешь, что это российский артист. Это не только внешнее попадание. Ради съемок он заговорил на немецком.
— Это, конечно, было очень сложно! Если английский хотя бы на слуху, то немецкий — вообще нет. Я его раньше не изучал. Но так как у меня был опыт съемок на английском, я вдохновился и подумал, что это интересно и хороший вызов. Когда я начал разучивать реплики, в какой-то момент даже отчаялся, у меня было очень много текста, но потом всё-таки сцена за сценой, потихонечку всё стало получаться, — вспоминает теперь с улыбкой Кирилл Кяро.
Бриллиант этой коллекции — Сергей Маковецкий в роли Леонида Брежнева. Генсек в исполнении артиста — не герой анекдотов, а талантливый политик, который, впрочем, и может искусно вставить шутку про себя же самого— между прочим, говоря о судьбе государства.
— Я посмотрел очень много документальных кадров того времени, шесть часов хроники. И убедился, что Леонид Ильич Брежнев в те годы был невероятно собран и жизнерадостен. Очень коммуникабельный, очень хулиганистый, очень смелый. И действительно, для него «мир во всём мире» — это были не пустые слова: он жизнь на это положил. И я себе дал внутреннюю установку: «Лучше я не доиграю, нежели превращу Брежнева в очередной анекдот», — делится в беседе с «Известиями» Сергей Маковецкий.
Еще один сюрприз — участие в проекте Владимира Конкина. Он сыграл идеолога СССР, члена Политбюро ЦК КПСС Михаила Суслова. Это первая роль артиста в кино после паузы почти в 20 лет.
Поиск эстетики в невыразительных бетонных мешках
Ювелирная точность в «Дорогом Вилли» — во всём. Это еще и работа художников. Вот, например, в созданном ими кабинете Вилли Брандта есть даже такие мелочи, как старенький японский телевизор и архивный выпуск журнала The New Yorker. Для женской половины команды отдельным удовольствием стали костюмы.
— Мне нравится картинка! Я фанатею от этого — эти штаны клеш, эти очки, эти яркие цвета и сочетания. Я очень люблю это все! — восторгается в декорациях «Кабачка 13 стульев» актриса Мариэтта Цигаль-Полищук (прототипом ее героини Киры Желтовской стала звезда легендарной программы и супруга Леднева Зоя Зелинская).
Локации искали по всей стране — снимали в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде. Само изображение — стильное и атмосферное — тоже создавалось особым образом.
— Когда мы стали разглядывать объекты 1970 годов — невыразительные бетонные мешки, захотелось найти в них какую-то эстетику, которая бы возвращала в ту эпоху, — рассказывает оператор «Дорогого Вилли» Петр Духовской. — Появилась такая придумка — создать эффект, будто мы снимали на пленку тех времени и места, в зависимости от того, где дело происходит по сюжету. Понятно, что это всё сделано при помощи цифровой камеры, но обработка потом такая, будто Советский Союз снят на «Свему» и «Тасму», а Германия — на Agfa и Orwo.
«Приготовились, тишина, начали!», — громогласно командовал режиссер Владимир Щегольков. Это редкий случай, когда на съемочной площадке «Дорогого Вилли» можно было услышать такой тон — почти армейский. В остальное время — бережное и интеллигентное отношение к каждому члену группы. «Володенька, подойди ко мне», — мягко подзывает оператор режиссера, чтобы обсудить динамику будущего кадра.
— Это же моя киносемья! — объясняет Владимир Щегольков. — Петр Леонидович в этом смысле очень хорошо говорит, что оператор — это мама, потому что он хочет, чтобы актеры были красивые, а режиссер — это папа, потому что он хочет, чтобы они были умные. Вот так он распределил обязанности в нашей киносемье.
Такая атмосфера на площадке дала особый творческий импульс артистам.
— Это очень тонкий режиссер, который безумно доверяет актеру, от чего очень приятно работать. На площадке вообще очень тихо, что необычно, и создается достаточно творческая атмосфера, — делится впечатлениями от процесса Вильма Кутавичюте, сыгравшая иностранную шпионку Марту.
За крутыми поворотами на экране и захватывающей историей, полной интриг, в «Дорогом Вилли» сегодня читаются смыслы, которые в свете напряженной ситуации в мировой геополитике звучат как никогда актуально.
— Дай бог, чтобы всё так же и закончилось, и лодки бы отозвали, — говорит, вспоминая один из эпизодов, режиссер Владимир Щегольков. — Это так и звучит, потому что очень сильно перекликается с тем, что происходит сейчас.
«Дорогой Вилли» — это больше, чем шпионский детектив. Это своевременный и острый сигнал на фоне сегодняшней агрессивной риторики и действий Запада. В то самое время, когда санкции становятся всё жестче, а основы международной безопасности, заложенные в эпоху разрядки, подрываются, о том, как важны дипломатия и диалог, способные спасти человечество от более масштабной катастрофы.
Проект создан при поддержке Института развития интернета по материалам, которые документалист, писатель и ведущий телеканала РЕН ТВ Игорь Прокопенко собирал на протяжении 20 лет. Он стал одним из авторов сценария и генпродюсеров. Генеральным продюсером «Дорогого Вилли» также стал генеральный директор РЕН ТВ Владимир Тюлин. Премьера всех четырех серий масштабного шпионского боевика состоится на телеканале 1 ноября.
На следующий день тему продолжит уже документальное историческое расследование «За пять минуть до третьей мировой». Уникальные архивы, редкие кадры хроники и эксклюзивные интервью с очевидцами тех событий расскажут о тайной дипломатии, большой политике и личной отваге двух мировых лидеров.
