Найти такой вариант можно за 1600 рублей в сутки
На многих улицах Москвы такси в потоке уже больше, чем личных машин. Однако, как выяснилось, часть таких авто на самом деле работают личным транспортом: их берут в аренду (как это делают и нормальные таксисты), но пассажиров не возят, а пользуются для частных поездок. Ведь такси, занесенные в реестр, имеют право ездить по выделенным полосам вместе с автобусами и мимо пробок! Насколько эта схема легальна и к чему может привести ее распространение — выяснял «МК».
Вообще, практика аренды спецмашин для личных нужд, чтобы общие дорожные правила на тебя не распространялись, далеко не новая. Вспомним, как лет пятнадцать назад, когда количество мигалок на гражданских автомобилях было принудительно сокращено до 1000 штук на всю Россию, некоторые самые торопливые автомобилисты «всерую» арендовали машины «скорой помощи» для поездок по делу срочно.
Сейчас эти схемы, кажется, ушли в прошлое, зато появилась более «демократичная»: на многих таксомоторах написана весьма доступная цена аренды в сутки (1000−2000 рублей). Так чего же проще — заплати и катайся весь день по выделенкам? Некоторые наиболее активные автомобилисты-блогеры решили сделать это достоянием публики — и вот в соцсетях теперь гуляют видео: автор за рулем желтой машины-таксомотора едет мимо пробки по автобусной полосе и приговаривает, какое изящное и элегантное решение он нашел.
— Сам в аренду машины таким образом не сдаю, потому что у меня их всего пять единиц, все в работе, — рассказал «МК» владелец небольшого таксопарка в Москве. — Но вообще-то все возможно, некоторые так делают. Посмотрите объявления в Интернете — можно найти. Или тупо обзванивать перевозчиков, которые сдают автомобили в аренду водителям. Могут найтись.
В одной из более крупных компаний-перевозчиков корреспонденту «МК» согласились предоставить автомобиль с действующей лицензией такси за 2000 рублей в день — речь шла о корейском полноразмерном седане 2019 года выпуска. Однако — вот, как говорится, незадача — арендатор должен иметь статус самозанятого либо индивидуального предпринимателя (ИП).
— Таково требование нового федерального Закона о такси, — подтверждает автоэксперт Петр Шкуматов, имеющий и опыт работы в такси. — Нужно, чтобы водитель был самозанятым, удовлетворял другим требованиям закона — впрочем, практически все нормальные люди этим требованиям соответствуют. Кроме того, придется заключить договор с агрегатором и, для доказательства своей профессиональной деятельности, перевозить хотя бы какое-то минимальное количество пассажиров.
Если есть договоры с арендодателем машины и агрегатором, а также ОСАГО на машину и — со следующего года — полис страхования пассажиров, если машина оклеена… то водитель, по словам эксперта, имеет полное право ехать на ней по любым собственным делам. И пользоваться при этом выделенкой.
Поэтому да — действительно это возможно. Будут ли это устранять каким-то образом? Скорее всего, это невозможно устранить, потому что для того, чтобы отобрать этот автомобиль у водителя, необходимы какие-то основания — лишить его разрешения, убрать водителя из реестра. А оснований нет. Водитель может всегда, пользуясь презумпцией невиновности, доказать, что осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и багажа и в целом никаких законов не нарушает. Налоги платит, все нормально.
— Примерно 30% всего рабочего времени обычный таксист едет без пассажиров, — подчеркивает Шкуматов. — За пассажирами, на заправку, в места массового скопления пассажиров… Поэтому обвинить водителя таксомотора не в чем, даже если остановить и зафиксировать, что он в машине один. А камеры видеофиксации вообще не видят, что творится на заднем сиденье, так что они тем более бессильны.
Именно так, по словам общественника, обстоит ситуация в правовом поле. Но кто мешает слегка выйти за его рамки? Арендовать автомобиль с действующей лицензией такси и ОСАГО можно ведь и неформально. Тогда никакого статуса самозанятого не понадобится — и уж тем более не нужен договор с агрегатором. Подобные машины могут быть как раз у «индивидуалов» — некоторые авто еще соответствуют требованием московской лицензии такси, но «выпадают» из более строгих рамок агрегаторов по возрасту.
— Могу дать в аренду мою машину, которую арендую, — согласился на предложение корреспондента «МК» таксист, работающий в экономклассе. — Я езжу только в часы пик и зарабатываю за это время около 5000 рублей, в остальное время могу машину сдавать. Цена — такая же, за которую я сам ее беру, 1600 рублей в сутки.
В общем, устранить эту лазейку вряд ли возможно: единственное, что могло бы стопроцентно отменить ее, предполагает Петр Шкуматов, — это возврат к советской модели такси с трудовыми отношениями и таксопарками. Правда, и тогда бывало всякое: например, когда в конце 1950-х годов по инициативе Никиты Хрущева значительно сократили численность «персональных» лимузинов ЗиМ, сдав их в таксопарки, многие начальники, лишенные транспорта, сумели договориться с коллегами-транспортниками… И продолжали ездить на тех же «членовозах», закрепленных за ними лично, только уже с шашечками.
Антон Размахнин