В Москве вручили Национальную премию киноведов, кинокритиков и киножурналистов «Белый слон» за 2023 год. Награду за лучший фильм получила «Сказка» Александра Сокурова, сразу в трех номинациях победила картина «Пациент № 1» Резо Гигинеишвили, который получил и приз за постановку. Лучший сценарий у Наталии Мещаниновой — режиссера драмы «Один маленький ночной секрет», а лучшим сериалом назвали «Слово пацана». «Известия» посетили церемонию и поздравили лауреатов.
«Снегирь» улетел с ежом
Премиальный цикл «Белого слона», стартовавший в декабре 2023 года, завершился в понедельник, 27 мая, в кафе «Гоген». Случайно или нет была выбрана локация, но реальный Поль Гоген сам был одним из критиков своего товарища Винсента Ван Гога. Двух художников история запомнила фигурами свободными и независимыми. «Белый слон» тоже подчеркивает свою независимость. С 2021 года Гильдия киноведов и кинокритиков сняла с себя обязанности по организации премии, ответственность за проведение взяли члены ее экспертного совета.
Награды вручали в максимально неформальной обстановке, а всё происходящее было больше похоже на встречу старых друзей, чем на пафосную церемонию. Критики объявляли лауреатов, а те поднимались за статуэтками «Белых слонов», пока на их столах остывали хачапури и кофе. В перерывах между сменой награжденных на экранах показывали кадры из кинокапустников. Всё словно говорило: творцы и их критики друг другу не враги.
В этом году премия прошла в союзе с Федерацией киноклубов России. Если статуэтка в виде белого слона за лучший игровой полнометражный фильм года ушла фильму «Сказка» Александра Сокурова, то бронзовая увесистая фигурка ежа с колючим взглядом, которым члены киноклубов смотрят фильмы, отправилась под крыло «Снегиря». Его режиссер Борис Хлебников на месте не присутствовал — постановщик на съемках нового фильма в копродукции с Турцией.
— Я разговаривал с Борисом Хлебниковым. Он сказал, что будет счастлив, если приз получит его близкий друг и соавтор сценария «Снегиря» Наталия Мещанинова, — сказал вице-президент федерации Сергей Зверев, который объявил лауреата.
Сама Мещанинова поднималась за наградой дважды. Ее «Один маленький ночной секрет» стал обладателем премии «Белый слон» в номинации «Лучший сценарий». Сыгравший в «Снегире» Александр Робак унес в этот вечер статуэтку слона за «Лучшую мужскую роль второго плана». Триумф фильма Хлебникова у киноведческого сообщества подчеркнул оператор Алишер Хамидходжаев. Оператор «Снегиря» — любимец кинокритиков, этот «Белый слон» уже четвертый в его коллекции.
— С Наташей и Борисом мы делаем уже не первую картину про людей. Мы еще пошумим, — пообещал Хамидходжаев.
Кинокритик Виктор Матизен вручил «Белого слона» за лучший сериал Жоре Крыжовникову — режиссеру «Слова пацана». Постановщик самого обсуждаемого сериала прошлого года пришел на церемонию с группой поддержки в лице своей супруги и их собачки.
Лучшим режиссером назвали Резо Гигинеишвили. Его фильм «Пациент № 1», посвященный короткому правлению генсека ЦК КПСС Константина Черненко, уже успешно прошествовал по европейским кинофестивалям. Лента получила приз Фонда Вернера Херцога, награду за лучшую режиссуру 33-го кинофестиваля в немецком Котбусе, а ее художника-постановщика Григория Пушкина отметили на кинофестивале «Темные ночи» в Таллине.
Помимо режиссерской номинации «Пациент № 1» на «Белом слоне» претендовал на награды в категориях «Лучшая главная мужская роль» и «Лучшая женская роль второго плана». И все их забрал. Александр Филиппенко — за роль Черненко, Инна Чурикова — посмертно за его экранную супругу. Народная артистка умерла 14 января 2023 года, роль в фильме Гигинеишвили стала ее последней. Награду принимал сын Чуриковой и Глеба Панфилова Иван Панфилов, которого собравшиеся встретили стоя.
Исполнительница главной роли в фильме «Пациент № 1» Ольга Макеева получила приз за Гигинеишвили из рук режиссера Аллы Суриковой. Та честно призналась, что фильм не видела, поэтому лично связывалась с режиссером. Гигинеишвили скинул ей просмотровку «Пациента».
Церемония с нюансом
«Белый слон» присуждается киноведами и кинокритиками с 1998 года (до 2005-го — «Золотой овен»). В 2024-м награды находили своих лауреатов точечно, поскольку их имена уже ни для кого не были секретом — победителей объявили еще в декабре 2023 года. Первых «Белых слонов» в конце марта получили создатели документального фильма «Предлагаемые обстоятельства». Ленту Никиты Ефимова с Никитой Ефремовым о театре «Современник» признали лучшим неигровым кино. Тогда же «Слона» домой унес и лучший художник-постановщик Алексей Максимов за свою работу в трагикомедийном мокьюментари Алексея Федорченко «Новый Берлин». Чуть позже, 4 апреля, статуэтку вручили Светлане Андриановой за ее анимационный фильм «Хармс». 13-минутная лента основана на рассказах писателя Даниила Хармса и вдохновлена творчеством конструктивистов и супрематистов.
Премиальный цикл «Белого слона» продолжился в мае: награды кинокритиков вручили исполнительнице роли в фильме «Привет, мама» Дарье Савельевой — она разделила победу с Анной Михалковой за «Чувства Анны» в номинации «Лучшая главная женская роль» — и режиссеру фильма «Каникулы» Анне Кузнецовой. «Лучший полнометражный дебют» уже успел отметиться на первом кинофестивале «Маяк»: «Каникулы» увезли из Геленджика Гран-при.
Вопреки сложившимся традициям в кинематографе, нынешний «Белый слон» не проложил фильмам-лауреатам дороги к знаковым кинопремиям, таким как, например, «Золотой орел». Добрую часть фильмов-победителей «Белого слона», которые увидели критики, не увидел массовый зритель. «Сказка» не получила прокатного удостоверения в России. Посмотреть новый и последний на сегодняшний день фильм Сокурова можно было только в прошлом году на фестивалях «Пример интонации» в Санкт-Петербурге и вологодском VOICES. «Один маленький ночной секрет» постигла та же участь: картину Мещаниновой показали на «Духе огня» в Ханты-Мансийске. Прокатная судьба «Пациента № 1» в России тоже остается неизвестной.