Содержание:
EN
Трехмерная голограмма скульптуры, «ожившие» мемы военных лет, газеты столетней давности и, конечно, десятки подлинных рисунков одного из главных художников-сатириков XX века. Выставка «Карикатуры. Комиксы. Юмор личного врага фюрера», подготовленная МИЦ «Известия» совместно с Российской академией художеств, приурочена к двум юбилеям: 80 лет старта Нюрнбергского процесса и 125 лет со дня рождения Бориса Ефимова — того самого мастера кисти, которого Гитлер требовал найти и повесить. А тот пережил не только своего ненавистника, но и XX век. Именно работы Ефимова составили основу масштабного проекта, посвященного антифашистской деятельности газеты. О том, что зрители увидят в исторических залах особняка на Пречистенке,— в материале «Известий».
Голограмма и оригиналы
Борис Ефимов — фигура примечательная по многим причинам. Он прожил 108 лет и попал в книгу рекордов Гиннесса как самый пожилой карикатурист в мире. 85 из этих 108 он проработал в «Известиях», создав в общей сложности около 70 тыс. работ. Уже незадолго до смерти его, отошедшего от дел, назначили на почетную должность главного художника газеты — придумали ее специально для Ефимова. Впрочем, то лишь красивая формальность, фактически же эту роль Ефимов выполнял еще с 1920-х.
За многие десятилетия напряженного труда мишенью «снайпера советской карикатуры» (так называли Ефимова) становились самые разные политики. Но всё же главным объектом высмеивания стал Гитлер. Именно антифашистские работы Ефимова составили основу крупной ретроспективы, которая открывается 19 ноября в Галерее искусств Зураба Церетели на Пречистенке. И среди представленных экспонатов есть немало сюрпризов и таких раритетов, которые публика не видела никогда. Три зала охватывают три этапа борьбы «Известий» с нацистским режимом. Параллельно раскрывается судьба самого Ефимова.
Едва войдя в пространство экспозиции, мы видим трехмерную голограмму с изображением художника. Основа этой работы — скульптурная композиция «Братья» Зураба Церетели. Знаменитый скульптор вылепил фигуру Ефимова еще в 2004-м. И это редчайший случай, когда прижизненного памятника удостоился не ученый, не артист, не государственный деятель, а работник газеты. Церетели изобразил Ефимова рядом с его родным братом, публицистом Михаилом Кольцовым, попавшим под каток сталинских репрессий. Но двухметровый оригинал, установленный внизу галереи, невозможно перенести на второй этаж выставочного комплекса. И тут на помощь приходят современные технологии.
Семья Фридлянд. Михаил и Борис (будущие Михаил Кольцов и Борис Ефимов) с родителями в Киеве. 1908 год
Увидеть Ефимова вместе с Кольцовым можно и на фотографиях в том же зале — на оригинальной карточке начала XX века они еще совсем дети. Вопреки сложившейся выставочной практике, в этом проекте многие снимки представлены в подлинных исторических отпечатках. Ну а дополняют биографическое повествование документальный ролик, показываемый на телеэкране, и таймлайн на стене. Экранов, кстати, два, и на втором можно увидеть, как Ефимов рисует, уверенной рукой выводя линии карикатуры, которая рождается буквально на глазах зрителя.
От рисунка до газеты
Впрочем, главная приманка здесь — даже не документальные материалы, а подлинные рисунки рядом с газетами 1930-х, где они были воспроизведены. Мы можем не только увидеть оригинал, но и узнать, какое место он занял на полосе «Известий», какими надписями и текстами был сопровожден… Одна из задач проекта в целом — пригласить публику в закулисье газетной жизни; показать, какой путь проходил придуманный Ефимовым образ от наброска до печати. И наиболее ярко это будет показано в разделе, посвященном Нюрнбергу.
Но до него мы еще дойдем. А прежде зрителю предстоит изучить второй — центральный — зал выставки, посвященный Великой Отечественной войне. И здесь есть своя драматургия. Левая стена посвящена образу Гитлера у Ефимова. Правая — успехам советских солдат в борьбе с фашистами. Слева — диктатор: маленький, смешной, нелепый. Справа — народ-герой. И Ефимов как часть этого народа. Неслучайно именно в этом контексте возникает тема солдатских писем. Ефимову регулярно писали с фронта — благодарили за рисунки, внушавшие веру в Победу и помогавшие не бояться грозного врага, просили прислать работы для воспроизведения в полевых многотиражках. И даже спрашивали совета, как научиться создавать карикатуры.
Эти неказистые, наивные, подчас полные ошибок послания Ефимов бережно хранил всю жизнь. Сегодня мы можем увидеть их на выставке, в витрине. И тут же — послушать избранные фрагменты в исполнении дикторов и ведущих МИЦ «Известия»: как и многие другие дополнительные материалы, аудиозаписи доступны по QR-кодам, которые ведут на спецпроект, размещенный на сайте iz.ru.
Кстати, вопреки стереотипам, Ефимов рисовал в годы войны не только врагов, но и советских бойцов. И их образ не менее выразителен. Например, как тонко художник показывает девушку-партизанку, пленившую немца! Готовая сцена фильма. Но, конечно, над нашими он не смеется. Зато рисуя Гитлера и его свору, дает волю злорадству и острому юмору на все 100. Именно так — «Гитлер и его свора» — называлась знаменитая книга Ефимова, вышедшая в 1943-м и разошедшаяся многомиллионным тиражом по СССР и многим другим странам. И с ней связан главный экспонат выставки: большой типографский альбом, с которого и печатался сам сборник.
Альбом для Сталина
История этого раритета — практически детективная. Собрав свои антифашистские рисунки разных лет и вручную наклеив их на листы плотной серой бумаги, выстроив в определенной последовательности, Ефимов отдал альбом в типографию. Но когда книга была уже готова и художник затребовал подлинники назад, он узнал, что часть рисунков Сталин затребовал себе, чтобы подарить Черчиллю. Остальное же бесследно исчезло. Только в этом году сотрудникам «Известий» удалось обнаружить пухлый фолиант в частном собрании и выкупить его для архива издания. Теперь находку могут увидеть все желающие. Сам альбом демонстрируется в витрине — рядом с одноименной книгой и фотографией Сталина с Черчиллем. На стене же — избранные листы из него и телеэкран со слайд-шоу из остальных работ.
Лист из типографского альбома Бориса Ефимова «Гитлер и его свора»
Альбомные рисунки используются и в других частях экспозиции. И подчас они образуют примечательные «дуэты» с работами из собрания семьи художника или агитплакатами из музейных коллекций (они тоже на выставке представлены). Вот, например, вариации мотива «Лучшие из лучших». Название, понятное дело, издевательское. Ефимов показывает, каким должен быть «настоящий ариец»: белокурым (изображен брюнет Гитлер), стройным (толстяк Геринг) и высоким (коротышка Геббельс). Но на листе из альбома эта троица одета, а на рисунке из домашней коллекции — раздета. Было — стало?
Лист из типографского альбома Бориса Ефимова «Гитлер и его свора»
Или — другая пара: «Выступали — веселились». Здесь уже Гитлер и Геббельс изображены в виде музыкантов-циркачей, радостно марширующих и бьющих в барабан и тарелки. Чем закончился «перформанс» — можно догадаться, но именно в листе из альбома причина фиаско обозначена наиболее ярко и образно. Змея-Гитлер с надписью «Блицкриг», украшавшая барабан, пронзается красным штыком.
Красный день календаря
Ефимов, надо заметить, очень лаконично и точно работал с цветом. Для газеты, естественно, это не требовалось — а потому все его образы очень графичны и выразительны за счет самой формы. Но для листовок, плакатов, иллюстраций — вполне. И на выставке предпринята попытка показать наиболее яркие примеры вкрапления цвета, а также выстроить определенную динамику «колоризации» в направлении ее нарастания. Неслучайно завершает второй зал рисунок, где на карте показана линия фронта, и вся восточная часть — ярко-красная.
Ну а кульминация этой линии ждет нас ближе к финалу путешествия. Визуальная доминанта последнего, третьего зала — огромный экран с анимированным рисунком Ефимова, изображающим советское знамя над Рейхстагом. Но вот что важно: развевающийся флаг виден даже из самой первой комнаты, поскольку телеэкран расположен аккурат напротив сквозного коридора. Весь путь по экспозиции оказывается устремлен к символу Великой Победы.
Однако 9 мая 1945 года — это еще не конец повествования. Один из ключевых сюжетов выставки — Нюрнбергский процесс, на который Ефимов был командирован от «Известий». И здесь повторяется прием из начала экспозиции: архивные номера газеты размещены рядом с подлинными рисунками. Однако оригиналы отличаются. Изображая подсудимых, Ефимов не сразу нашел ключ к карикатурному воплощению. И нам наглядно показывают, как проходил этот поиск. В витрине — блокнот с набросками, тот самый, в котором художник делал карандашные зарисовки прямо в зале суда. Их можно сравнить с рисунками тушью: фигуры нацистских преступников там уже более проработанные и шаржированные. Наконец, на страницах «Известий» — финальные версии: иллюстрации из цикла «Фашистский зверинец», где каждый из главарей Третьего рейха превращен в какое-то животное или пресмыкающееся.
Век и человек
Заключительная работа из этой серии была опубликована 1 января 1946 года (газета тогда выходила даже в разгар праздников). Фигуранты процесса, сидящие на скамье подсудимых, оборачиваются на часы, которые бьют 12. Вокруг циферблата — петля виселицы. Так завершается история борьбы Ефимова с фашизмом. Но зрителей ждет еще важный постскриптум. Ту же скамью художник рисует несколько лет спустя, но призраки казненных немцев приглашают занять свои места западных политиков — недавних союзников СССР, развязавших геополитическое противостояние. Черчилль и другие в ужасе отшатываются, буквально прижимаясь к краю листа. И вот уже на соседнем изображении Эйзенхауэр ведет танки в Арктику, целясь в беззащитного эскимоса. Началась холодная война.
Выставка наглядно показывает преемственность двух тем у Ефимова. И — опять-таки раскрывает внутреннюю газетную кухню: несколько более поздних работ на тему противостояния с Западом размещены с редакционными наклейками, где указаны данные для типографии и стоит пометка «Срочно в номер».
Вся жизнь Бориса Ефимова — борьба: с фашизмом, с западными политиками-лицемерами, да и с жизненными обстоятельствами как таковыми. Ведь в сталинские времена, когда его брат был назван врагом народа, жизнь Ефимова висела на волоске. А поездки на фронт? А мечты гестапо его схватить? Каждый рисунок мог стать последним. Но из борьбы со смертью он раз за разом выходил победителем. И последние из представленных экспонатов — как раз про это.
Автошарж Бориса Ефимова к своему 100-летию
Вот автошарж, где Ефимов рисует себя над цифрой 100: да-да, это работа 2000 года, и создал ее столетний художник. На рисунке он бежит — возрасту вопреки. А за кем? Зритель может ответить на этот вопрос сам. Кураторы выставки предложили свой вариант, разместив работу рядом с «Вождями», где проходят все отечественные лидеры XX века — от Николая II до Владимира Путина (сложно поверить, но Ефимов видел их всех вживую). Он бежит за историей и вместе с историей.
Карикатурист, конечно, не правитель. Но, несомненно, свое место в истории России (да и мира) он занял, как и персонажи его дружеского шаржа 2002 года. Его собственный путь — пускай и исключительно длинный — уже закончился. А путь его работ, их победный, оптимистичный, ироничный марш — продолжается. Новая экспозиция тому подтверждение.