Это популярно

    Как работают генераторы газов?

    8 декабря, 2024

    Джокович порвал на себе футболку после победы над Алькарасом. Видео

    21 августа, 2023

    Защита от влаги и сохранение комфорта: Пароизоляция в Южно-Сахалинске и ее важность

    19 сентября, 2023
    Facebook Twitter Instagram
    Понедельник, 19 мая
    Facebook Twitter Instagram Pinterest YouTube
    Блог актуальный новостей
    • Главная
    • Мир

      Секционные Пальцы Башенных Кранов: Модульность и Надежность на Высота

      13 февраля, 2025

      Виртуальные номера телефона: инструмент в эпоху цифровых технологий

      14 января, 2025

      Инновационные технологии в оборудовании для упаковки изделий: перспективы развития и применение

      13 августа, 2024

      Создание эффективного брендбука: стратегии, инструменты

      11 августа, 2024

      Разработка и создание сайта специалистами

      11 августа, 2024
    • Россия

      Работа вахтой на складе спецодежды в Москве: возможности и перспективы

      9 декабря, 2024

      «Рука не дрогнет»: Медведев пригрозил Западу «глобальной войной»

      18 февраля, 2024

      Инфекции разносят мигранты и беспечные россияне

      18 февраля, 2024

      В Минобороны сообщили об уничтожении за ночь 33 украинских беспилотников

      17 февраля, 2024

      ФСИН сообщила о смерти Алексея Навального в колонии

      17 февраля, 2024
    • Общество

      Фанатка «битцевского маньяка» убила ребенка. На допросе она рассказала, что это не первая жертва

      19 мая, 2025

      После драк в Махачкале задержаны десятки подростков. Их родителям грозят мелкие штрафы

      19 мая, 2025

      Папа римский Лев XIV вступил в должность. Министр культуры РФ не приехала на инаугурацию

      18 мая, 2025

      18 мая — какой сегодня праздник? Что отмечают в этот день в России и мире

      17 мая, 2025

      «Будет 30 тел в день»: как жители села в Самарской области воюют с крематорием

      17 мая, 2025
    • Культура

      Сказка Андерсона: в Каннах представили «Финикийскую схему»

      19 мая, 2025

      Перед расцветом: Ричард Линклейтер представил «Новую волну» в Каннах

      19 мая, 2025

      И плеванто на законо: исповедь грабителя, вскрывшего Всемирный алмазный центр

      18 мая, 2025

      Все страхи Хо: в Каннах показали «Эддингтон» Ари Астера с Фениксом и Паскалем

      18 мая, 2025

      Женское несчастье: новое прочтение «Дяди Вани» представили в Театре им. Вл. Маяковского

      17 мая, 2025
    • Медицина

      Осторожно, солнце! Как уберечь кожу от ожогов и рака — Новости на Вести.ru

      19 мая, 2025

      Командир РСЗО «Град» рассказал, что на СВО быстро снимаются все маски — Новости на Вести.ru

      18 мая, 2025

      По поручению Путина налоговый вычет за ГТО и диспансеризацию станет ежегодным — Новости на Вести.ru

      18 мая, 2025

      В России назвали факторы, провоцирующие развитие гипертонии у молодых — Новости на Вести.ru

      17 мая, 2025

      Роспотребнадзор начнет оптимизацию надзора за ВИЧ-инфекцией в новых регионах — Новости на Вести.ru

      17 мая, 2025
    • Авто

      Обновленный Haval F7x и M6 калужской сборки появились в продаже

      19 мая, 2025

      АвтоВАЗ начнет выпуск Lada NIva Sport в цвете «Фламенко»

      18 мая, 2025

      Корейские СМИ: Hyundai вернется в Россию и потеснит «китайцев»

      18 мая, 2025

      «Автостат»: в автопарке Казахстана насчитывается 3,9 млн автомобилей

      17 мая, 2025

      Минтранс сократит время проверки авто на границе до 10 минут

      17 мая, 2025
    • Спорт

      В «Газпром»-Академии завершился мегатурнир «Зенит рядом»

      25 декабря, 2024

      Украина — Словакия, 21 июня — прямая трансляция онлайн, результат (Евро-2024) :: Футбол :: РБК Спорт

      21 июня, 2024

      Испания — Италия, 20 июня — прямая трансляция онлайн, результат :: Футбол :: РБК Спорт

      21 июня, 2024

      Сербия — Англия, 16 июня — прямая трансляция онлайн, результат :: Футбол :: РБК Спорт

      16 июня, 2024

      В чем достоинства IT аутсорсинга

      3 мая, 2024
    Блог актуальный новостей
    Вы находитесь в:Главная»Культура»«Надо отстаивать человека как сложное явление»
    Культура

    «Надо отстаивать человека как сложное явление»

    12 июля, 202412 Мин. Чтение

    Содержание:

    • 1 «Я мог бы выпустить самый первый в череде фильмов-сказок»
    • 2 «Сейчас надо снимать в России и для России»
    • 3 «Для меня политика и кино различаются»
    • 4 «Я искренне верю в гуманизм»

    Свое 75-летие Павел Лунгин встречает, готовя выпуск фэнтези «Василиса и хранители времени» и работая над замыслом докудрамы о Петре Мамонове. Автор знаковых картин «Такси-блюз», «Свадьба» и «Остров» никогда не повторялся и всегда был готов к самым рискованным ходам. Мало авторов, вокруг которых было столько скандалов и которые чуть ли не каждой своей работой раскалывали общество пополам. «Известия» поговорили с живым классиком.

    «Я мог бы выпустить самый первый в череде фильмов-сказок»

    — Разговор с режиссером надо начинать с главного — с нового фильма. Когда в 2019 году вы впервые заявили о начале работы над «Василисой», вы тогда еще сказали, что настало время снимать сказки. Это было до «Конька-горбунка» и «Чебурашки», до бума фильмов-сказок. Так почему вы тогда это сказали?

    — Наверное, я уже слышал топот копыт «Конька-горбунка». И Щука мне запела в ведре. Не знаю, может, дело в том, что люди хотят развлекаться, хотят легкие фильмы, чтобы не нужно было сильно думать.

    — Ваши слова не были связаны с тем, что буквально накануне этого была ужасная история с тем, что ваш фильм «Братство» сначала не хотели выпускать, потом выпустили, но в другую дату? И кто-то на вас обижался, осуждал?

    — Не связано. Если фильм чего-то стоит, он всегда вызывает некоторое сопротивление у одной части публики и любовь — у другой. Это естественно. «Братство» поддерживало очень много людей, прошедших Афган, служивших там.

    Кадр из фильма «Братство» Павла Лунгина

    Я все фильмы стараюсь делать в разных жанрах. Наступает новое время, с ним приходит новый жанр. В Америке выходит «Барби», значит, они тоже хотят оторваться от реальности. После того разговора о сказках в 2019 году я болел, потом была пандемия — я подзадержался. Я мог бы выпустить самый первый в череде фильмов-сказок, а сейчас я выхожу в хвосте этой серии. Может, она уже поднадоедает. Но мне нравится этот фильм. Мне кажется, он очень неожиданный и парадоксальный.

    — Я не очень удивился, что вы снимаете сказку, потому что фантастические элементы есть во многих ваших картинах. Удивило, что это для семейной аудитории: мне всегда казалось, она вам не очень интересна.

    — У нас основная аудитория кинотеатров — люди с детьми. Хотелось, чтобы кино увидели. У нас оно сейчас работает только вокруг Нового года и только для семейной аудитории. Вот я и решил сделать для них.

    Оказалось, что это очень сложно. Я там далеко не всё еще понимаю. Но, по крайней мере, сделал попытку. Раза четыре полностью переписывал сценарий. Чем мой фильм отличается от других сказок? Тем, что у нас фантастика помещена в нашу реальность. Чудо есть — но есть и интернет, блогеры. Как это соединить в одно? Как поместить туда героев сказки? Старая магия дедморозов и эльфов борется с магией виртуальной реальности.

    — Есть мнение, что наше кино обращается к фэнтези и ретро, потому что не хочет и не может описывать современность. Как вы решали эту проблему? Как сделать так, чтобы герои были сегодняшними, чтобы жизнь была сегодняшней, а не 20-летней давности, например?

    — Изображать современность — это самое сложное. У меня это получалось дважды — в «Такси-блюзе» и в «Свадьбе». Алексей Герман никогда не снимал о современности. Андрей Кончаловский тоже не любит и не умеет снимать современность. Потому что она еще не выкристаллизовалась, не отложилась.

    Петр Мамонов (слева) и Петр Зайченко (справа) в фильме режиссера Павла Лунгина «Такси-блюз»

    Западные фильмы тоже возвращаются в 1960-е, в 1980-е. У них та же проблема. Ответа на этот вопрос нет, но сам факт, что вы его задаете, уже интересен. Понятно, что сказка — это не кино больших проблем, подворотен или драк. Это не «Слово пацана», которое, кстати, тоже ретро. У меня в картине современность, кроме внешних признаков вроде блогеров и тик-ток-хауса, выражена в травмах и обидах. Меня огорчает, что все всё время говорят про травмы, потому что жизнь — это и есть одна сплошная травма. Когда 60-летние люди рассказывают с плачем психологу, что им мама не дала в детстве куклу и поэтому вся жизнь пошла по-другому, мне это кажется смешным. И вот бэкграунд моей истории в том, что кажется, что внутри семьи люди ненавидят друг друга, а на самом деле это форма любви. Нужно сделать еще один шаг и понять, что это — любовь.

    — Я теперь понял, почему, когда я смотрел тизер «Василисы», я вспоминал ваш фильм «Дирижер», тоже о семейных травмах. Это картины-побратимы?

    — Можно так сказать. Но не надо тут искать такие глубокие ассоциации. Если история хорошая, то она вбирает в себя смыслы, как губка.

    «Сейчас надо снимать в России и для России»

    — Вы — один из главных идеологов совместных международных проектов, даже «Дамы пик» вы изначально планировали снимать на английском. Не так давно вышел «Исав» с Харви Кейтелем в главной роли. Как думаете, сейчас это направление совсем закрыто?

    — Мне кажется, оно невозможно. Лично я не вижу, как это делать.

    — Как же налаживающиеся культурные связи с Францией? Фильмы официально выходят, их кинематографисты дают интервью российским изданиям. Может, и их актеров можно у нас снимать

    — Актеры — такие люди, их всегда можно позвать, и если их устроят роль и сумма, они приедут. Но возможности для копродукции я не вижу.

    — И с Израилем? Вы там работали много.

    — Израильская сторона оказывала услуги, но это не была копродукция. Нет, мне кажется, сейчас надо снимать в России и для России.

    Павел Лунгин на съемочной площадке своей картины «Царь»

    — То есть вы свою израильскую страницу закрываете? Мне кажется, никто из русских режиссеров так про Израиль больше не снимал.

    — Сейчас в кино есть не просто тренды, а такие рельсы, которые кем-то очень прочно проложены. Например, кино Израиля — это фильмы об израильско-палестинском конфликте. Они наполнены этой борьбой, ненавистью, поиском выхода. Фильмы просто про Израиль никому не интересны, они в мировой прокат не попадают.

    Есть иранское кино, которое дальше фестивалей почти не попадает. Их всё больше вытесняют фильмы-развлечения. Мое поколение в этом не сильно. Вы вот тоже со мной сейчас говорите об одной проблеме, о другой. Но большинство современных русских фильмов не ставят никакой проблемы. Они просто пытаются развлечь. Где нам в этой ситуации искать совместное производство? Ведь оно интересно, когда фильмы — на грани, с конфликтом, с чем-то, что нужно понять и проанализировать. Но это сейчас невозможно, потому что у наших стран слишком разные взгляды на эти проблемы.

    — Да сейчас такое время, когда надо фиксировать, рефлексировать…

    — Надо, чтобы это прошло, и тогда, уже после, получится отрефлексировать. Постфактум.

    — Как складываются ваши отношения с телепроизводством? Вы однажды сняли сериал «Родина» и с тех пор больше на эту территорию не заходили.

    — К сожалению, не знаю. Мне было интересно. Снимать сериалы — это замечательно, даже захватывающе.

    «Для меня политика и кино различаются»

    — Что из нового кино вам по-настоящему понравилось? Не обязательно российского.

    — Я стал редко смотреть кино. Из последнего мне понравился «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса. Несмотря на отчаянный феминизм и политическую ориентированность, мне он кажется наполненным живым талантом. Он забавный, неожиданный, хотя с его главной мыслью я не согласен. Он поднимает проблемы, которые всех волнуют на Западе, —мужчина, который хочет стать женщиной, женщина, которая хочет стать мужчиной, феминизм — об этом снято очень много.

    Еще из последнего очень понравился «Зона интересов» Джонатана Глейзера. При этом очень не понравилось выступление Глейзера на «Оскаре». Для меня политика и кино различаются. А фильм — очень интересный. Жестокий. Там показано, что ты можешь быть добрым отцом, прекрасным семьянином, верным мужем — и в то же время творить самые ужасные вещи и даже руководить Освенцимом!

    Читать также:
    Пыльная работа: метаморфозы грязи и шумные The Prodigy

    Из последних американских фильмов мне еще понравился какими-то своими легкостью, бесшабашностью, талантом «Вавилон» Дэмьена Шазелла. Он не имел успеха, но там ярко проявлен талант режиссера. Я вообще люблю фильмы, где ощущается живой талант.

    — В России сегодня возможно авторское кино?

    — Оно возможно везде, где есть Автор.

    — Но мы видим, что Автор уходит из авторского кино — в сериалы, например.

    — Такое кино есть. Оно не выходит на экраны, и у него очень мало денег. Но если у вас есть хороший недорогой сценарий, можно попытаться найти продюсера и снять кино.

    — Насколько вам интересен театр? Мы с вами недавно встретились на премьере спектакля «ДАМАСОБАЧКА» Алексея Мизгирева в МХТ, весной на Таганке поставили спектакль по вашей «Свадьбе».

    — Я его не видел. Меня не позвали на него. А кто-нибудь его видел вообще? Ничего о нем не читал. Вообще театр мне очень интересен, но это совсем другая, специальная работа. Там надо по-другому решать пространство, условности. Меня раньше много звали работать в театр, я отказывался, а сейчас поздно. Часто хожу в театр Образцова, мне очень нравятся куклы. «Играем Шекспира», «Алиса в стране чудес», «Я — Сергей Образцов» великолепные. Может быть, я бы делал кукольный театр. И использовал бы живых актеров в сочетании с куклами. Это дает ту меру поэтичности и условности, которой, к сожалению, часто не хватает в театре.

    — Говоря о Мизгиреве: вы с ним как продюсер сделали одну из его лучших картин «Конвой». Не планируете что-то снова вместе снять?

    — Мне тоже кажется, что это выдающееся кино. Нет, мы ничего не планируем. Леша хочет делать крупнобюджетные фильмы.

    — А с Харви Кейтелем вы продолжаете общаться?

    — Пишем друг другу открытки к Рождеству и Новому году. Это не отношения. В кино отношения бывают, когда вы вместе работаете. Это жизнь в стае, понимаете? У меня нет для него роли. А так — мы подружились, он мне много писал о том, как читает «Смерть Ивана Ильича» Толстого.

    — Может, надо хвататься за это и делать кино?

    — По-моему, вы всерьез решили сегодня устроить мою судьбу! То во Францию отправляете, то в Израиль, то к Кейтелю. Нет, такие вещи должны получаться естественно, сами собой. Потом, хотите, скажу вам грустную вещь? Харви Кейтель уже старый. И я, как вы видите, не молод. А всем хочется нового, и на всё это нужны деньги.

    Чем театр отличается от кино? Тем, что там из двух сломанных стульев и занавески можно создать волнующее пространство, заставить жить там, верить в это. А кино — вы ко мне даже интервью пришли снимать вшестером. С тех пор как в России кино стало зарабатывать большие деньги, хотя бы три-пять фильмов в год срывают банк. Но это очень сильно подрезало кинематограф. Тебе постоянно тычут, что вон фильм заработал миллиард, а что сделал ты? Это происходит во всем мире, нельзя отменить власть денег: эта черная дыра втягивает в себя всё и всех.

    — Мы видим, что голливудские блокбастеры проваливаются один за другим, студии в панике, никто не понимает, что нужно публике.

    — Потому что сейчас время культурного слома. Вот вы спросили в начале разговора, почему никто не снимает современность. Потому что что-то ускользает. Современность нельзя зацепить, ухватить. Поэтому продюсерам и писателям надо сильно думать, как справиться с этой новой реальностью.

    — У вас уже есть новый сценарий?

    — Нет. Есть только идея снять художественно-документальный фильм о Петре Мамонове для какой-нибудь интернет-платформы. Чтобы разобраться в личности Мамонова, пока его помнят, пока он еще как-то живет внутри нас. Сделаю любовно-аналитический фильм.

    Актер и музыкант Петр Мамонов

    — Художественно-документальный — это значит, что кто-то сыграет Мамонова?

    — Нет, там просто будут элементы докудрамы. Я пока точно не знаю. Но хочу использовать мультипликацию, чтобы рассказать о каких-то кусках его жизни, и они будут рядом с кусками из моих фильмов, где он играл, реальными интервью. У него и жизнь была кусками. Он был рок-звездой, пьяницей, старцем, отшельником. Всё это в нем таинственным образом сосуществовало. Значит, и жанров и форм должно быть много.

    — Это будет полный метр или сериал? Про Мамонова в режиме полного метра трудно успеть рассказать?

    — Надо понять, есть ли к этому интерес. Может, это будет длинный фильм. Или две серии, например. Посмотрим, как рынок отреагирует.

    «Я искренне верю в гуманизм»

    — Не так давно мы здесь же, на Мосфильме, беседовали с Вадимом Абдрашитовым, и он сказал, что не понимает, почему он должен идти на питчинг и там пытаться кому-то за несколько минут доказать, что он умеет снимать кино и что его новый фильм нужно поддержать. Что это унизительно и глупо. А вам трудно искать деньги на проекты? Это болезненный процесс?

    — Это делается усилием воли. Надо так надо. Не для всех, конечно, нужны питчинги. Смешно, если человек уровня Абдрашитова, за спиной которого стоит два десятка хороших фильмов, должен объяснять каким-то засранцам, что ему нужны деньги на кино. И я чувствую себя глупо. Ну ничего, что делать, прохожу через это. Но универсальность этих правил для питчингов совершенно бессмысленная.

    — Во Франции система устроена лучше?

    — Там собираются люди и говорят: этого режиссера мы знаем, эта тема нас интересует, сценарий написан хорошо. Говорят, сколько могут дать именно они. Но так, чтобы обязательно выходить и плясать танец «Яблочко» в компании заинтересованных людей, — этого я не понимаю. Может, это нормально для дебютантов, но тоже не уверен.

    — Мне кажется, в мире сейчас главный конфликт не геополитический. Идет война ценностей, их люди ожесточенно отстаивают. И вот я думаю, что в вашем кино главная ценность, которая их пронизывает, — это право на свободу или путь к свободе. Согласны? Какие для вас главные ценности?

    — Я бы сказал, что человечность. Человек — сложное, противоречивое, очень интересное существо. Я искренне верю в гуманизм, в склонность человека к добру. Свобода входит в душу человека. Потому что главная свобода человека в том, чтобы сказать, что он правда думает и правда хочет. Многие психологи начинают работу с пациентами, что спрашивают, умеют ли те говорить «нет». Оказывается, что 90% не умеют. Это первая и главная свобода настоящей личности: я — не хочу, я — не буду, я — другой, я — не такой. Даже если человек конченый, я верю, что в нем все-таки проснется душа, что-то повернется и он совершит поступок, который ему невыгоден, не нужен, но который ему хочется сделать.

    Кадр из фильма «Остров» Павла Лунгина

    Надо отстаивать человека как сложное явление, которое не укладывается ни в #metoo, ни в экологизм, ни в антиколониализм, ни в выбор между Израилем и Палестиной. Человек имеет право не вставать на чью-то сторону. Эта сложность сегодня потеряна, к сожалению. Почему люди отстаивают ценности? Потому что мы живем на переломе культур. От одной остался какой-то хвост, вырастает что-то новое, и мы так и не понимаем, в какой мир мы идем. Что там будет ценностью?

    — Вы умеете говорить «нет»?

    — Нет, конечно. Например, я даю вам интервью. Думаете, я очень хочу? Но мне кажется, что это правильно. Вы ко мне подошли, предложили — наверное, железный человек сказал бы: простите, я улетаю, уезжаю и т.д. Но в больших, принципиальных для меня вещах я, конечно, говорить «нет» умею.

    Предыдущая статьяОсужденный за коррупцию экс-генерал Росгвардии Драгомирецкий попросился на СВО
    Следующая статья Как BAIC доработал свой кроссовер по просьбам россиян

    Похожие публикации

    Сказка Андерсона: в Каннах представили «Финикийскую схему»

    19 мая, 2025

    Перед расцветом: Ричард Линклейтер представил «Новую волну» в Каннах

    19 мая, 2025

    И плеванто на законо: исповедь грабителя, вскрывшего Всемирный алмазный центр

    18 мая, 2025
    Новое на сайте

    Сказка Андерсона: в Каннах представили «Финикийскую схему»

    19 мая, 2025

    Фанатка «битцевского маньяка» убила ребенка. На допросе она рассказала, что это не первая жертва

    19 мая, 2025

    Обновленный Haval F7x и M6 калужской сборки появились в продаже

    19 мая, 2025

    Осторожно, солнце! Как уберечь кожу от ожогов и рака — Новости на Вести.ru

    19 мая, 2025
    Это интересно

    Ислам Махачев попросил главу UFC «скормить» ему нового соперника

    10 марта, 2024

    Ислам Махачев обратился к главе UFC с просьбой «скормить» ему кого-нибудь Ислам Махачев последний бой…

    Мексиканца из Москвы осудили за мошенничество с патронным заводом. Портилья-Сумин получил 15 лет

    24 марта, 2025

    Премьер Финляндии Орпо анонсировал новый пакет помощи для поддержки Украины

    24 августа, 2023
    О нас
    О нас

    Блог актуальный новостей.
    Все самое интересное и важное за последние сутки из разных уголков мира и России ежедневно в эксклюзивных публикациях на нашем блоге.

    Facebook Twitter Pinterest YouTube WhatsApp
    Выбор редактора

    Адвокаты заявили в суде о смерти «крабового короля» Олега Кана

    20 марта, 2024

    СК прекратил уголовное дело против проводницы из-за гибели кота Твикса

    13 декабря, 2024

    Украина пожаловалась в МОК на бездействие FIE после скандала с Харлан

    1 сентября, 2023
    ТОП месяца

    Коммуникационная стратегия: ключ к успешному взаимодействию

    7 декабря, 2024

    Фурминатор для кошек: идеальное решение для ухода за шерстью

    15 октября, 2024

    Искусство Поиска Товаров в Интернете: Как Найти То, Что Вам Нужное

    10 октября, 2024
    © 2025 Vjagu.ru. Все права защищены

    Введите поисковый запрос и нажмите Enter. Нажмите Esc чтобы вернуться к сайту.