Содержание:
Пол Маккартни делится неизвестной записью Wings, Хаски развлекает индийских детей, а в Белгороде ставят историческую оперу. На этой неделе не было дефицита ни в ярких альбомах, ни в эффектных клипах. Да и ценителям академической музыки есть что послушать (и посмотреть). «Известия» выбрали самые интересные релизы.
Moby — Always Centered at Night
Обвинить Моби в низкой творческой продуктивности никак нельзя: последние годы он выпускает один альбом за другим. Но есть нюанс. Большинство релизов посвящены эмбиент-музыке, а вовсе не тому, что ждет широкая публика от суперзвезды-электронщика. Если же оставить за скобками все эксперименты, то последним «нормальным» лонгплеем Моби был All Visible Objects 2020 года. Правда, и он не то чтобы блистал хитами, однако в целом демонстрировал неплохой набор разноплановых песен, исполненных самыми разными вокалистами (включая и самого Моби).
И вот четыре года спустя невозмутимый артист снова выдал весьма пестрый набор, где нашлось место всему: и хаусу, и драм-н-бейсу, ну и опять-таки эмбиенту, хоть и не в чрезмерном количестве. Диск длится около часа, но большинство треков с него мы уже слышали: первый сингл вышел аж в 2022-м, и с тех пор музыкант публиковал один номер за другим, тем самым раскрыв многие козыри. Хотя — козыри ли? Ничего такого, что запомнилось бы сразу и гарантированно вошло в воображаемую подборку The Greatest Hits, мы тут не находим. Имена 13 вокалистов тоже ни о чем не скажут массовой аудитории. Зато следить за стилевыми модуляциями и непредсказуемыми сменами голосов по-прежнему увлекательно. И для ночной вечеринки Always Centered at Night — то, что надо.
Paul McCartney & Wings — One Hand Clapping
Новый альбом легендарных Wings — группы Пола Маккартни и его первой жены Линды? Как такое может быть? На самом деле запись, конечно, старая и частично уже публиковавшаяся, но целиком, как единое целое, выходит действительно впервые. История ее такова. В 1974 году (ровно полвека назад!) режиссер Дэвид Личфилд снимал на студии Abbey Road документальный фильм про Wings, и для этого дела Пол, Линда, а также Денни Лейн, Джимми Маккалок и Джефф Бриттон исполнили 26 песен — как из трех вышедших к тому моменту альбомов Wings, так и из сольного репертуара Пола и битловского наследия (последние Маккартни поет в виде коротких фрагментов и под собственный фортепианный аккомпанемент).
Есть также несколько каверов других исполнителей. В целом это образцовый концертник (если это слово применимо к live-исполнениям без публики), лишь по недоразумению и неудачному стечению обстоятельств пролежавший мертвым грузом так долго. Картина Личфилда тогда, в 1970-х, не вышла, из-за проблем с авторскими правами оказался на полке и музыкальный материал. Правда, в различных поздних изданиях и сборниках сэр Пол выпускал отдельные треки из этой сессии, так что фанатам, конечно, здесь многое знакомо. Но можно только порадоваться, что теперь альбом можно послушать полностью и во всех возможных форматах.
Billie Eilish — Chihiro
Лонгплей Билли Айлиш Hit Me Hard and Soft стал одним из главных, но вместе с тем и самых спорных релизов года. Причем, как мы помним, певица принципиально не стала выпускать предальбомные синглы, призывая публику оценить пластинку как цельное высказывание. Тем не менее коммерческие законы никто не отменял, а значит, без клипов всё же не обойтись. Первой ласточкой стал Lunch, появившийся одновременно с альбомом. Теперь же появился ролик и для песни Chihiro — второго сингла из Hit Me Hard and Soft. Как и прежде, Айлиш режиссирует видео сама, и здесь невозможно не вспомнить ее же работу Therefore I Am, где певица бегала по пустому торговому центру.
Теперь Билли блуждает по коридорам, закрывая уже открытые двери и открывая новые. Метафора, понятно, навеяна строками из текста Chihiro: «Open up the door, can you open up the door?» Но будучи визуализированной, она воспринимается даже более обобщенно. Равно как и финал, когда, вырвавшись из этого полутемного помещения на открытый воздух и убежав на природу, Билли дерется с юношей, но драка переходит в объятия под лучами предзакатного солнца. Снято всё это, как водится, трясущейся камерой и чуть ли не на телефон, однако нарочитая неряшливость подобного плана, кажется, давно стала частью имиджа артистки.
Хаски — «Сколько стоят деньги?»
После максимально амбициозного в визуальном (и шире — эстетическом) плане клипа «Сказки» рэпер Хаски вдруг выпустил ролик, снятый будто из-под полы, ну или просто полулюбительским образом во время небольшого спонтанного выступления. Но всё, конечно, не так просто. Во-первых, дело происходит в Индии, и в кадре, соответственно, индийские дети, беззаботно веселящиеся под трек русского артиста. И во-вторых, режиссером выступил Роман Михайлов — восходящая звезда независимого кинематографа, ранее известный как писатель, а до этого и вовсе построивший успешную научную карьеру (докторская степень по математике и членство в РАН не шутки!).
Михайлов приехал в Индию снимать фильм под названием «Надо снимать фильмы о любви» с Марком Эйдельштейном и Александрой Киселевой в главных ролях. Во время работы режиссер случайно встретил Хаски — и предложил ему, во-первых, сняться в будущей ленте «Жар-птица», а во-вторых, сделать из одного фрагмента клип. Так и получился «Сколько стоят деньги?». И хотя поначалу действительно кажется, что перед нами нечто проходное, чем дальше, тем отчетливее понимаешь, какой сюр на самом деле происходит в этих желто-зеленых кадрах: что-то горит, персонажи в бутафорских голубиных головах и так далее.
Юбилейный концерт Александра Клевицкого
В Московской консерватории прошел фестиваль «Рожденные Россией», приуроченный к празднику 12 июня. И одним из центральных событий смотра стал юбилейный концерт Александра Клевицкого — известного композитора, дирижера Оркестра им. Силантьева. Как сочинитель он известен публике сразу в двух амплуа. Еще в конце 1970-х он громко заявил о себе эстрадной музыкой — песнями для популярных ВИА. Позже у него появились мюзиклы. Но не менее комфортно, чем в легких жанрах, Клевицкий чувствует себя и в академической сфере. По сей день он пишет симфонии, оркестровые сюиты, концерты. Вполне логично, что на вечере в Большом зале консерватории — своего рода подведении итогов за большой творческий период — Клевицкий представил произведения обоих планов: киномузыка здесь соседствовала с хоровыми опусами, а песни и романсы — с масштабным полотном «Русские картины» (Симфония №2), которое наряду с «Грустной летней сказкой» для гобоя и оркестра прозвучало впервые.
Впрочем, во всех ипостасях Клевицкий демонстрирует щедрый мелодический дар и тот юношеский драйв, который он, кажется, вовсе не растерял со времен начала своей карьеры.
Раскрыться этим качествам в полной мере помогли исполнители. Оба отделения на сцене был Оркестр им. Силантьева, но до антракта им дирижировал Александр Соловьев, а после за пульт встал и сам худрук. Среди солистов же выделим пианистку Екатерину Мечетину.
Опера «Белгородский полк. Засечная черта»
Яркую культурную акцию устроили в Белгородской государственной филармонии, поставив специально написанную современными композиторами Николаем Бирюковым и Еленой Латыш-Бирюковой оперу «Белгородский полк. Засечная черта». Авторы вместе с историком, краеведом Викторым Овчинниковым обратились к подлинным фактам из батального прошлого своего региона: в XVII веке был сформирован Большой Белгородский полк, который участвовал в войнах с Польшей, Турцией, крымских и азовских походах Петра I, а также в Полтавском сражении.
Партитуру начали писать еще 2009 году, но закончена она была лишь недавно и в нынешних обстоятельствах приобрела особое звучание. Руководство филармонии, режиссер-постановщик Петр Татарицкий и арт-директор проекта Евгения Кривицкая планировали устроить премьеру под открытым небом, в формате open air, но обстановка внесла свои коррективы, действие переместилось в залы — и отправилось по городам области. Впрочем, трансляция позволяет ознакомиться со спектаклем из любой географической точки. Мелодико-гармонический язык оперы весьма традиционен, однако своеобразие вносит инструментальное решение: пение певцов и хора сопровождается оркестром народных инструментов, а не более привычным в данном жанре симфоническим. Но тембры балалаек и домр противопоставлены звучанию органа, символизирующего западный мир.
Плейлист «Известий»
Наш плейлист сегодня получился стилистически пестрым, но довольно монолитным в эмоциональном плане. Духоподъемная баллада французских альтернативщиков Onlap передает эстафету негромкому умиротворенному кантри Эмили Зек, далее прозвучит почти медитативная инди-композиция британской певицы и актрисы Саманты Мортон (обратите внимание на крайне необычную аранжировку), ну а завершат подборку наши соотечественники: философская лирика группы Odnono и эмбиент скрипача, пианиста и композитора Александра Демидова.