Содержание:
EN
Походная палатка Наполеона, редчайшая пробная монета Екатерины Великой, древняя статуэтка с острова Пасхи и терменвокс Дэвида Линча. Среди лотов июня наибольший интерес вызывают не произведения живописи (самые ценные образцы обычно продают в марте и ноябре), а раритеты иного плана — порой весьма экстравагантные. Подробности — в материале «Известий».
Деревянная статуэтка с острова Пасхи
Аукционный дом Christie’s в этом месяце проводит торги искусством Океании. Флагманским лотом выступает деревянная статуэтка с острова Пасхи — моаи кавакава. В массовом сознании этот удаленный архипелаг в Тихом океане связан, прежде всего, с загадочными каменными истуканами (моаи), высотой до 20 м. Ученые до сих пор спорят, как именно туземцы доставляли их из каменоломен к берегам, не имея сколь-нибудь развитых технических средств; нет и единой точки зрения, зачем изваяния нужны были в принципе. Все эти загадки, равно как и запоминающийся облик моаи сделали крошечный кусочек суши, удаленный от всех континентов, предметом всеобщего интереса и туристического паломничества.
Но если про каменных моаи знают сегодня почти все, то про деревянную скульптуру с острова Пасхи известно лишь погруженным в тему. В отличие от обелисков эти изделия совсем небольшие, несколько десятков сантиметров, но куда более разнообразные и изысканные. Они тоже называются моаи, однако помимо мужских (кавакава) среди них бывают и женские (папа) фигуры. Причем это не только головы или бюсты. Статуэтки изображают человека в полный рост, подчеркнуто худого — возможно, создатели хотели представить дух, подчеркнув его бестелесность.
У экземпляра, выставленного на торги, есть одна редчайшая особенность: наклоненная и повернутая в сторону голова. Среди дошедших до нас моаи кавакава известно только четыре таких примера. Из них лучший — этот, утверждает аукционный дом. Не без оснований. Работа действительно поражает парадоксальным сочетанием грубоватой условности и утонченности. Эстимейт аукционный дом не афиширует, но прошлые продажи аналогичных моаи позволяют предположить, что это будет сумма с шестью нулями.
Пробная монета Екатерины II
Жемчужина среди нумизматических лотов июня — полтина 1777 года, времен правления Екатерины Великой. Людям, не особенно погруженным в нюансы коллекционирования монет, может показаться диким, что за серебряный кружочек просят от 27 млн рублей (именно такая стартовая цена установлена на этот экземпляр аукционным домом Russiancoin). Другие екатерининские полтины стоят в сотни раз дешевле. Но в данном случае ситуация действительно особая. Именно такой тип монеты не описан в профессиональной литературе и отсутствует в коллекции Государственного исторического музея. Внимательно изучив лот, эксперты ГИМ обнаружили ряд отличий от обычных полтин 1777-го, главное из которых — в портрете императрицы. Вдобавок, монета не была в обращении, что объясняет ее безупречную сохранность.
Как всё это могло получиться? Специалисты делают единственно возможное предположение: представленная полтина была пробной. Монету изготовили (не исключено, что в единственном экземпляре) специально для Екатерины, чтобы она одобрила свое изображение. Очевидно, императрица сделала некоторые замечания, которые были учтены, и в серию пошел уже иной вариант.
Походная палатка Наполеона
Sotheby’s в этом месяце продает раритеты, связанные с Наполеоном. Среди них есть, разумеется, одна из его знаменитых шляп-бикорнов, различные портреты, предметы оружия и мебели. Но особый интерес представляет складная походная палатка императора. Это небольшая кровать с навесом из ткани, который держится на металлическом каркасе. В сложенном виде вся конструкция помещается в небольшой деревянный бокс.
Палатку изобрел мастер кузнечного дела Мари-Жан Десуш в самом начале XIX века — и быстро понял потенциал этой идеи в условиях наполеоновских войск. Ему удалось добиться аудиенции у Бонапарта, который был тогда еще не императором, а первым консулом. Полководец пришел в восторг и заказал сразу множество экземпляров — для себя самого и своего окружения. Палатка так ему понравилась, что он использовал ее даже в качестве дипломатического подарка — в частности, преподнес ее Александру I во время встречи на Тильзите.
К 1809 году во дворцах императора насчитывалось более 4 тыс. таких палаток, 30 из которых были изготовлены лично для Наполеона. Нельзя сказать, использовал ли сам полководец ту, что представлена на торгах, но известно, что она была в собственности его ближайшего сподвижника — маршала Бертрана, который командовал войсками в битве при Ватерлоо и сопровождал Бонапарта в обоих изгнаниях.
Терменвокс Дэвида Линча
И последний лот в нашей подборке связан с кинематографом и музыкой одновременно. Не так давно ушел из жизни великий Дэвид Линч. И вот, понадобилось всего полгода, чтобы подготовить торги его имуществом — от различных камер и сценариев (в том числе фильма «Малхолланд Драйв» и одной неснятой ленты) до личных вещей и произведений искусства. Здесь стоит вспомнить, что Линч был не только режиссером, но также художником и композитором. С последней ипостасью как раз и связан один из самых любопытных предметов в представленной коллекции. Это терменвокс, на котором Дэвид играл в своей домашней студии.
Терменвокс — инструмент, созданный в 1920 году советским музыкантом и изобретателем Львом Терменом. Принцип его действия основан на использовании электромагнитного поля: движение руки внутри него создает звук. Это первый бесконтактный музыкальный инструмент и первый, задействующий электричество, причем не для усиления или обработки, а для самого рождения звучания. Но тембр его весьма специфичен: он звучит нежно, бестелесно и мистически, как голос откуда-то из космоса. Стоит ли удивляться, что Линч не преминул воспользоваться терменвоксом для собственного творчества.
При смешном эстимейте в $200–400 текущая заочная ставка (на момент написания статьи) составляет уже $3 тыс., хотя торги только через пять дней. Можно предположить, что итоговая цена взлетит еще в несколько раз, и за раритет развернется нешуточная борьба.