По итогам девяти месяцев 2023 года россияне приобрели 4,33 млн легковых машин с пробегом. Это на 24% больше, чем в январе — сентябре 2022 года. При этом покупатели по-прежнему предпочитают выбирать подержанные европейские иномарки, а не новые машины из Китая. Однако после ухода западных брендов вторичный рынок начал меняться. Эксперты объяснили aif.ru, какие тенденции на нем сейчас преобладают
Все относительно
Эксперты рекомендуют рассматривать динамику состояния рынка не по отношению к прошлому году, а по отношению к предыдущим месяцам. В сентябре рынок автомобилей с пробегом стал на 8% меньше, чем это было в августе, приводит данные исполнительный директор, главный редактор сайта «Автостат» Сергей Удалов. «В сентябре 2023 года продажи на рынке автомобилей с пробегом составили 509 тысячи. Рост по отношению к сентябрю прошлого года составил 11%, — уточняет эксперт. — При этом спад на рынке в сентябре по сравнению с предыдущими месяцами связан с тем, что в июле и августе были пики продаж, потому что все ожидали повышения цен на авто из-за изменений утилизационного сбора».
Не обошлось и без участия китайских автомашин. Доверие к китайским иномаркам пока не сформировалось, обращает внимание экономист Николай Кульбака. «Потребители будут еще долгое время предпочитать новым “китайцам” старые европейские или японские машины. Они уже давно на рынке, их качество понятно, да и сервисы научились с ними работать», — объясняет экономист.
Самые востребованные марки
На рынке авто с пробегом востребованы достаточно свежие автомобили — без аварий, без повреждений, при этом желательно, с одним-двумя хозяевами и прозрачной историей, рассказывает Сергей Удалов. «Из-за того, что цены растут в течение последних нескольких лет, большинство владельцев автомобилей не спешат продавать, а стараются держать у себя новый автомобиль как можно дольше. То есть срок владения транспортным средством удлинился, на вторичном рынке предложение сдержанное. А машин с одним хозяином и без аварий — мало. Соответственно, спрос на них большой», — объясняет эксперт.
Экономист Николай Кульбака предлагает разграничивать понятия «спрос на подержанные автомобили» и «самые покупаемые подержанные автомобили». «Мы не можем точно определить, на что есть спрос, — говорит эксперт. — Мы можем увидеть то, что, прежде всего, покупают. Покупают обычно то, что представлено на рынке. Прежде всего, это “Лады” всех моделей (более 22% рынка), привычные всем Toyota (около 12%), завозимые из Японии, дальше идут корейские KIA и Hyundai (каждая около 5%). Вообще, статистика продаж подержанных автомобилей похожа на статистику покупок новых авто 3−5 лет назад. Разве что Toyota на вторичке больше за счет завоза б/у машин. Так что на этом рынке предложение определяет спрос», — рассказывает Николай Кульбака.
Если говорить о марках и моделях, которые продаются на вторичном рынке, то следует отметить, что значимую долю составляют автомобили старше 10 лет. По словам Сергея Удалова, больше всего перепродаются Ford Focus, Lada 2114, Lada Priora седан, Lada 2107, Kia Rio, Hyundai Solaris, Toyota Corolla, Лада 4х4. Объем продаж автомобилей, например, по Ford Focus и ВАЗ-2115 — по 10 тысяч автомобилей. «Если говорить о наиболее предлагаемых марках — это “Лада”, Toyota, Kia, Nissan, Volkswagen. С большим отрывом от других марок идет “Лада”. За сентябрь было перепродано 115 тысяч автомобилей. На втором месте — Toyota, чуть меньше 60 тысяч автомобилей», — конкретизирует Удалов.
Куда прибегут автомобили с пробегом?
Напомним, что российский вторичный рынок с апреля по август рос в объемах, достигнув рекордных с ноября 2021-го 551,3 тысячи единиц в последний месяц лета. При этом уже пять месяцев подряд он превосходит отметку в полмиллиона машин. Рынок автомобилей с пробегом более стабильный и емкий, чем рынок новых, поясняет Сергей Удалов. «Но при этом идут изменения структуры рынка, среди новых авто — засилье китайских моделей. Это повлияло и на рынок автомобилей с пробегом, так как образовался дефицит новых машин. Я думаю, рынок в ближайшие месяцы будет сохраняться на текущем уровне. Цены на автомобили с пробегом продолжат рост, но это будет зависеть от ситуации с курсом. Мы видим, что из-за принятых мер, в частности — утильсбора, импорт машин с пробегом снизился. Влияние не радикальное, конечно, но минус 20−30 тысяч — точно», — поясняет эксперт.
Рынок подержанных авто будет расти по мере падения доходов населения, уверен экономист Кульбака. «Вероятнее всего, через пару лет мы увидим на нем в десятке лидеров китайские иномарки. Сейчас пока ни один из китайских брендов этого результата не достиг», — говорит эксперт.
Виктория Кутузова