Более 700 световых приборов, сцена высотой с шестиэтажный дом и артисты на крыше. В этом году праздник выпускников «Алые паруса» снова удивит публику неординарными техническими и концептуальными решениями. Грандиозный концерт на Дворцовой площади будет посвящен году семьи и, как всегда, объединит в красочном шоу самых звездных и актуальных российских артистов. «Известия» побывали на фабрике, где делаются декорации и реквизит для «Алых парусов», и узнали, что предстоит увидеть зрителям.
Экраны в кроне
28–29 июня праздник выпускников «Алые паруса» пройдет в 20-й раз с момента его возрождения в 2005 году Акционерным Банком «РОССИЯ», правительством Санкт-Петербурга и Пятым каналом. Как и прежде, мероприятие будет включать две части: концерт на Дворцовой площади и водно-пиротехническое шоу в акватории Невы. Уже известно, что в концерте примут участие Люся Чеботина, Ваня Дмитриенко, AMIRCHIK, IOWA, ST. И это далеко не полный список. Появилась информация и об устройстве сцены, на которую предстоит выйти ведущим программы и, конечно, самим звездам эстрады.
Итак, перед Главным штабом Эрмитажа развернут многоуровневую конструкцию высотой почти с шестиэтажный дом — 23 м. Она будет оснащена сложными механическими элементами, мультимедийными экранами общей площадью 1 тыс. кв. м, а также более чем 700 световыми приборами. Шоу будет разворачиваться сразу на нескольких уровнях, в том числе на крыше. Ну а летающие по воздуху акробаты задействуют всё сценическое пространство. Сама форма сцены станет более воздушной и открытой, количество стен — минимальное. Это увеличит угол обзора до 270 градусов, а ширина рабочего пространства составит 56 м.
По словам художника-постановщика концертной части «Алых парусов» Николая Орлова, источником вдохновения для проектировщиков сцены в этом году стало понятие «семейное древо», ведь 2024-й объявлен Годом семьи.
— У нас родилась идея сделать облик сцены похожим на дерево, у которого есть корни, ствол, крона… Все видеоповерхности мы подняли наверх, и они образовали крону, под которой разворачиваются номера, раскрывающие режиссерскую трактовку понятия «семья», — поделился с «Известиями» Николай Орлов.
Художник подчеркивает: такого размещения экранов — на большой высоте и на волнообразной поверхности — не было не только на «Алых парусах», но и на других мероприятиях подобного масштаба. Всё это требует особых инженерных решений — важно учитывать непредсказуемость погоды Северной столицы. В частности, конструкторам пришлось разработать особые технологии крепления. Ну а ряд силовых деталей создавался в единственном экземпляре по индивидуальным чертежам — на промышленном 3D-принтере. Причем на их изготовление уходило до 10 часов.
Пройти огонь и воду
Руководитель конструкторского отдела компании «Фабрика АРТ» Егор Горюнов подчеркивает: пиковая ветровая нагрузка, которую закладывали при проектировании сцены, порядка 17 м/с — это почти штормовые порывы. Конечно, такое крайне маловероятно, но по части безопасности всё должно быть сделано с большим запасом.
— Мы тщательно проверяем все элементы: на прогиб (крепления не должны прогибаться), на прочностные нагрузки, на излом… Толщина металлических профилей у нас достигает 80 мм. Мы же использовали около 3 т металла, и это далеко не всё — точное количество будет известно уже ближе к самому мероприятию, — отметил Егор Горюнов.
Процесс создания декораций корреспондент «Известий» увидел своими глазами, побывав в цехе «Фабрики АРТ». В огромном ангаре кипит работа. Два десятка мастеров обрабатывают металлические каркасы, наносят краску, работая в специальных защитных масках, шлифуют элементы реквизита. Особое внимание привлекает массивная чаша — элемент одной из ярких декораций.
— Она должна выглядеть как настоящая и функционирующая: мы делаем ее полноразмерной, используем ПВХ, металл, ДСП, ЛДСП, бутафорскую обработку, роспись, чтобы придать этим материалам вид чугуна. Ну а пиротехники придумывают зрелищные эффекты — из чаши должен словно вытекать расплавленный металл. Для этого используются световые приборы, дымовые шашки. Важно предусмотреть, чтобы вся конструкция не воспламенилась. Мы обеспечим абсолютную безопасность, но могу сказать, что огонь и дым будут настоящие, не бутафорские, — подчеркивает менеджер инженерно-технического отдела компании «Фабрика АРТ» Ильдар Ишниязов.
Чаша задействована в сцене, изображающей металлургический завод. Но и этот мотив продолжает семейную тему. Ведь слаженная команда работников цеха — уже как настоящая семья: каждый готов поддержать товарища. Все трудятся плечо к плечу.
Новый маршрут для нового плавания
Остальные элементы шоу — пока секрет. Николай Орлов лишь немного приоткрывает завесу тайны: «Зрители увидят знакомые нам бытовые предметы, но в неожиданном ракурсе и масштабе — на сцене они будут существенно увеличены. Их появление станет настоящим сюрпризом для зрителей».
Ну а пока в Москве доделывают декорации и реквизит для концерта на Дворцовой площади, в Санкт-Петербурге прошли первые репетиции прохода брига «Россия» по акватории Невы. Белоснежный корабль успешно отработал проход по новому маршруту: он вошел в створ Троицкого моста, проследовал вдоль Дворцовой набережной и под Дворцовым мостом, уже за ним совершив изящный разворот.
В прошлые годы парусник разворачивался перед Дворцовым мостом, теперь же его путь удлинен. А это значит, что еще больше выпускников смогут увидеть бриг под алыми парусами в максимально выгодном ракурсе, а кадры трансляции водно-пиротехнического шоу получатся еще более разнообразными и впечатляющими.