Содержание:
На московских сценах в мае показали новые прочтения чеховской классики, инсценировку «Василия Теркина» и модные изыски современного драматурга Цыпкина. Всё это специально для «Известий», не щадя себя, посетил критик Влад Васюхин.
«Дядя Ваня»
Театр Маяковского
77-летний Юрий Иоффе, служащий штатным режиссером Театра Маяковского более сорока лет, осуществил свою давнюю мечту: поставил чеховского «Дядю Ваню». И, кстати, это первая постановка «сцен из деревенской жизни» в Маяковке, где Чехов — не самый востребованный автор. Спектакль играют на Малой сцене, актеры — буквально на расстоянии вытянутой руки. Центр камерной композиции — винтовая лестница, ведущая не только на второй этаж этого дома-лабиринта, где «никогда никого не найдешь», но и в небо. То самое «небо в алмазах», которое мечтают увидеть несчастливые персонажи. Лейтмотивом и даже полноценным участником хрестоматийной истории, обозначенной здесь как трагическая комедия, становится «Полька» Альфреда Шнитке с ее контрастами и экспрессией, с ее смехом сквозь рыдания.
Это ансамблевый спектакль, где каждый убедителен и на своем месте, а потому выделять кого-то из актеров — это просто переписать всю программку. И это — Чехов, которого можно смело рекомендовать как школьникам, так и бабушкам, хотя постановщик позволил себе чуть-чуть соавторства.
Впрочем, Иоффе не первый, кто меняет печальные финалы чеховских пьес на хеппи-энд. К примеру, в недавнем «Вишневом саде» в Театре на Таганке вся компания вдруг возвращается в заколоченный дом за забытым Фирсом. А здесь после печального монолога Сони на сцену вдруг выносят супницу с вожделенной куриной лапшой, и жизнь уже не кажется такой безнадежной…
«Теркин»
«Мастерская Петра Фоменко»
К 80-летию Победы на многих столичных сценах появились спектакли, приуроченные к майской дате. Хорошие и разные. Представленный фоменковцеми «Теркин» — из числа хороших, из тех, про которые говорят «на одном дыхании». Это спектакль про надежду. Молодой режиссер Федор Малышев не первый раз проявляет интерес к поэтическому тексту: недавно на этих же подмостках он поставил «Послушайте!» Маяковского и «Пугачева» Есенина, продемонстрировав особое мастерство в массовых сценах. Бессюжетную, лишенную логической последовательности поэму Александра Твардовского «Василий Теркин» Малышев насытил запоминающимися метафорами.
Собирательный образ народного героя, который «в каждой роте есть всегда», решен так: в Теркина по очереди перевоплощаются одиннадцать (!) разновозрастных артистов. Поэтому все персонажи — главные. Лаконичные деревянные декорации-трансформеры, созданные Евгенией Шутиной, напоминают о работах легендарного сценографа Давида Боровского в Театре на Таганке. И эта монохромность гармонирует с режиссерским решением — таким же простым, понятным и суровым.
«Елизавета Английская»
Театр Ермоловой
Персонажи пьесы австрийца Фердинанда Брукнера — реальные личности, однако автор примешал к фактам фантазии и мифы. Эта драма с острыми диалогами и сильными эмоциями — не только и не столько про историю, про конфликт Испании и Англии, сколько про любовь и коварство, про войну и неизбежность судьбы.
Капризную и ревнивую королеву-девственницу Елизавету I, правившую Англией целых 44 года, играет Евгения Дмитриева, одна из самых интересных современных российских актрис и к тому же — жена режиссера спектакля Владимира Киммельмана (о чем она сама иронично сообщает публике, на мгновение выходя из образа и разрушая четвертую сцену). Не будет преувеличением сказать, что Дмитриева — главная причина отправиться на этот не вполне совершенный спектакль.
«Жил. Был. Дом»
МХТ им. Чехова
Среди профессий Александра Цыпкина указана и такая — «эксперт по стратегическим коммуникациям». И надо сказать, что модный драматург владеет ею отменно, раз уж сумел выстроить успешную коммуникацию с нынешним худруком Художественного театра Константином Хабенским. Ничем, кроме как «подвигом дружбы», объяснить появление незамысловатой цыпкинской сказки для взрослых на исторической сцене МХТ эксперты не берутся.
Девять скетчей разной степени увлекательности и динамики разыгрываются в декорациях многоквартирного дома, где вот-вот может произойти взрыв из-за утечки газа, о чем никто из соседей не подозревает. Среди жильцов — не только люди, переживающие свои маленькие радости и трагедии, но и попугаи (одного играет сам режиссер Хабенский), крысы, пес и кот (очередная неожиданная роль отважного Игоря Верника) и даже ангелы.
Олег Табаков, руководивший МХТ почти два десятилетия, уподоблял театр супермаркету, где должны быть зрелища на любой вкус. Появление в Камергерском спектакля «Жил. Был. Дом» можно сравнить с поставкой попкорна и чипсов.
«Метаморфозы. Святая простота»
Академия кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова
Премьера этого спектакля-коллажа прошла в усадьбе Чехова на 25-м театральном фестивале «Мелиховская весна», и вполне возможно, что этот студенческий спектакль войдет в репертуар молодого столичного театра «Мастерская 12». Восемь чеховских рассказов отлично инсценированы и остроумно воплощены тремя режиссерами — Александром Ведменским, Софьей Куцерубовой и Тамарой Разореновой. Никита Михалков — худрук постановки.
Самое необычное решение у рассказа «Драма», который многие помнят по короткометражке с Фаиной Раневской и Борисом Тениным. И без того смешная история о том, как в дом к известному писателю неожиданно пришла со своей пьесой графоманка Мурашкина и буквально измучила его читкой, усилена тем, что герой смотрит… телевизор с дореволюционными новостями!