Ив Сен-Лоран, Филипп Кусто, Роман из «Обещания на рассвете» и безумный режиссер из «Книги решений» — Пьер Нинэ сегодня один из знаковых актеров Французской Республики. И идеальный вариант для Эдмона Дантеса в свежей экранизации «Графа Монте-Кристо». Премьера картины только что состоялась на Каннском кинофестивале вне конкурса, осенью фильм выйдет в российский прокат, а пока прямо на крыше отеля «Мариотт» на набережной Круазетт мы встретились с Пьером Нинэ, который рассказал «Известиям» о мрачности романа Дюма, ставшего участником Великой французской революции.
«Я не хотел выключать свет и ложиться спать, чтобы прочитать еще несколько страниц»
— У нас в России «Граф Монте-Кристо» — один из самых популярных романов, нет школьника, который не знал бы его наизусть. Но как вы считаете, есть ли в Эдмоне Дантесе что-то, о чем мы в России пока еще даже не подозревали?
— Мне кажется, мы сделали более мрачную версию того, что описывается в книге. Это при том, что книга и сама по себе довольно мрачная. Ведь там рассказывается о том, как стать монстром, при этом вроде как пытаясь всего лишь восстановить справедливость и отомстить. По сути, мы занимались исследованием той бездны, в которую ведет героя судьба под видом приключения.
Кадр из фильма «Граф Монте-Кристо». Режиссеры Александр де Ла Пательер и Матье Делапорт
Пожалуй, это вообще первая экранизация «Графа Монте-Кристо», в которой рассказ построен именно таким образом. И особенно важно, как физически меняется главный герой. Проходит 15 лет с момента, как его предали, и когда он возвращается, никто в его окружении не должен его узнать. Поэтому у него должна быть не просто другая внешность — ее необходимо именно трансформировать. Такого тоже никто раньше не делал. Мы буквально создали новые аватары для Эдмона Дантеса, новых персонажей, каждый из которых — он.
— Когда вы впервые прочли роман, каким было впечатление?
— Наверное, как и в случае с российскими читателями, я тоже учился где-то в средней школе. Именно тогда я вообще начал читать книги, а тут я ощущал, будто сам совершаю это путешествие внутри романа. Помню, я не хотел выключать свет на ночь и ложиться спать, чтобы прочитать еще несколько страниц. Это было потрясение.
«Это роман — о Наполеоне»
— Для вас это история о любви или о мести?
— И о том, и о другом. Это и об утраченной любви и невинности, и о несправедливости, о мести, о безумии. О том, как человек пытается занять место Бога.
Кадр из фильма «Граф Монте-Кристо». Режиссеры: Александр де Ла Пательер и Матье Делапорт
— Как думаете, что делает этот сюжет современным?
— Тема несправедливости и мести универсальна и вечна. Я уверен, что нет человека, которому бы не было знакомо ощущение, что вот сейчас происходит что-то нечестное, неправильное. Каждый представляет, каково это, когда тебя предают близкие, те, кому ты доверял. Кроме того, тут предательство еще и со стороны всего общества.
А еще это про фейковые новости! Граф Монте-Кристо прокладывает себе путь среди своих врагов к следующим целям и жертвам, а механизм его борьбы с ними — в создании ложных информационных сообщений. Он должен насытить пространство фейковыми новостями. Мне очень это нравится в нашей версии! Эдмон Дантес создает персонажей, выдуманные истории, выстраивает целые легенды вокруг них, чтобы обвести вокруг пальца своих врагов.
— Поскольку речь идет об определенной эпохе, проводили ли вы какое-то ее исследование, чтобы понять, как играть Дантеса?
— Конечно! Я изучал эпоху, когда была написана книга. Это период правления короля Луи-Филиппа. Собственно, именно этот момент отображен у Дюма. Тогда у людей как раз было очень обостренное чувство социальной несправедливости — из-за монархии. Поэтому можно сказать, что роман впоследствии стал важным участником революции, которая началась вскоре после его публикации. Естественно, он уже тогда сразу стал хитом. Это роман — о Наполеоне. Об атмосфере тотальной подозрительности, которая ощущалась в то время. Поэтому герой и оказывается в тюрьме — по тем временам это было вполне логично.
Кадр из фильма «Граф Монте-Кристо». Режиссеры Александр де Ла Пательер и Матье Делапорт
— Подождите, вы хотите сказать, что Эдмон Дантес — это Наполеон?
— Нет, не Наполеон. Но его обвиняют в том, что он — враг народа и государства, предатель, потому что про него думают, что он шпион Наполеона. За это его и арестовывают. А сам Наполеон в это время, как известно, находится в ссылке на острове. Обязательно перечитайте роман перед просмотром, увидите, там много всего удивительного!
Справка «Известий»
Пьер Нинэ — французский актер, лауреат и четырехкратный номинант главной французской кинопремии «Сезар». Родился в 1989 году. Начал актерскую карьеру в 11 лет. Окончил Высшую национальную консерваторию драматического искусства в Париже. В 21 год его приняли в Comédie-Française. Ушел из театра в 2015 году. Мировую известность ему принесла главная роль в фильме «Ив Сен-Лоран» в 2014 году. Среди следующих заметных работ — «Одиссея» о Жак-Иве Кусто, «Франц» Франсуа Озона, «Обещание на рассвете», где Нинэ сыграл в паре с Шарлоттой Генсбур, «Книга решений» Мишеля Гондри.