EN
Игру Death Stranding 2: On the Beach называют главным событием сезона. Только что ее завезли в Россию, причем с полным официальным переводом на русский язык, над дубляжом даже работали те же актеры, что в первой части, вышедшей в 2019 году. Новый проект уже установил несколько рекордов и занял первое место среди самых высоко оцененных игр. Вместе с тем релиз этот настолько амбициозный и противоречивый, что два обозревателя «Известий» — Сергей Сычев и Антон Белый — написали о нем, поделившись каждый своими впечатлениями. Это вполне соответствует диалектической природе нового творения Кодзимы, которое даже самые строгие критики, не сговариваясь, называют шедевром.
Сергей Сычев: Death Stranding и чемоданы
Писать о Death Stranding 2 можно как минимум двумя способами. Первый — перечислять всё то, о чем уже написаны тысячи статей теми, кто получил ранний доступ или кто купил ее и ушел в запойную игру, чтобы поскорее пройти и всем рассказать. Второй способ — это поговорить о своих личных эмоциях. Выберу второй.
Кадр из игры Death Stranding 2: On the Beach
Сразу скажу, что первую часть я бросил довольно быстро. Дело в том, что Death Stranding — это симулятор курьера. Но концептуальный. Автор игры Хидео Кодзима придумал такую историю, что на Земле случился апокалипсис и теперь везде идут кислотные дожди, а из-под ног вечно лезут озлобленные призраки умерших людей. Действие разворачивается на территории бывших Соединенных Штатов Америки, и главному герою — лучшему курьеру из всех возможных — нужно сделать так, чтобы если не Штаты (их больше нет), то хотя бы города стали вновь Соединенными. Для этого он должен протащить в каждый бункер, где остались выжившие, специальное оборудование. Если его запустить, то бункер и прилегающая территория войдут не просто под общий щит, но окажутся в системе мощных коммуникаций, приобретут иммунитет к тварям и дождям, в общем, станут частью нового мира.
Кадр из игры Death Stranding 2: On the Beach
Всё это несколько напоминает историю Израиля, когда построенные дома с поселенцами автоматически включали территорию Палестины в состав еврейского государства. И, кстати, вторая игра начинается с того, что героя просят «подключить» к СГА (Соединенным городам Америки) еще и Мексику. Он интересуется, не оккупация ли это, но его утешают, что нет, конечно, это просто как интернет: если он работает на новой территории, это не означает захват, просто новый способ связи. Смешно, но в этом диалоге будет опция «отказаться», но она ложная: после пары «нет» придется признать, что Мексику надо подключать, иначе ей, да и вообще всем, не выжить.
Так вот, первую игру я бросил, потому что работать курьером я никогда не мечтал. В одной из ранних миссий моему герою надо было дотащить куда-то кучу чемоданов с оборудованием. Я нес их под мышками и на спине, на меня накидывались монстры, это длилось часа два реального времени, и пару чемоданов я по дороге потерял. И, когда добрался до конечной точки, мне сказали, что надо проделать этот же путь еще раз и донести всё. Потратить еще два часа моей жизни. Я удалил игру и больше ее не включал.
Кадр из игры Death Stranding 2: On the Beach
Продолжение Death Stranding — это вновь курьерская служба, наполненная личными впечатлениями (например, усыновленный младенец из пробирки Лу), горестями, переживаниями и сомнениями. Здесь снова монстры, и много монстров, плюс роботы-убийцы, плюс некие злодеи, которых в финале придется побеждать. И первое впечатление: нет, это надо бросать, в это играть нельзя вообще. Уже в открывающейся сцене главному герою нужно по холмам очень долго бежать к своему дому, поскальзываясь и поднимаясь снова, а на экране в это время будут издевательски возникать титры. И потом придется много бегать на своих двоих. Death Stranding 2 — это по-прежнему очень много потраченного времени.
Герой постоянно падает, роняет весь свой скарб, навьюченный на нем со всех сторон. Надо всё это обратно подбирать, но потом опять всё рухнет, надо опять ползать и поднимать. Груз он на себя навьючивает неразумно, поэтому всё занимает слишком много места, высоко торчит над головой, мешает идти, заваливается то в одну сторону, то в другую.
Кадр из игры Death Stranding 2: On the Beach
Это не всё. В каждой следующей точке герой узнает о своих новых возможностях — по взаимодействию с предметами и орудиями убийства, по строительству зданий на 3D-принтере и транспорту… Не знаю, как и зачем удерживать всё это в голове, но без этого не выжить. А диалоги и брифинги тянут и тянут время, в какой-то момент уже хочется взять блокнотик и записывать, чтобы не забыть. Иначе потом постоянно будут возникать моменты, когда вроде делаешь всё правильно, а пройти дальше не получается. Управление персонажем производится через миллион менюшек, которые не всегда кажутся логичными (как и многое в этой игре), что-то придется просто запомнить.
Непонятно, в какой момент ты понимаешь, что тебя так затянуло, что ты уже эту игру не бросишь, пока не пройдешь. А может, даже и после этого не бросишь. Сначала подкупает то, что она вышла с полным дубляжом на русский язык. Не помню, когда это последний раз случалось с большими релизами для PlayStation 5. Потом — конечно, появление любимых звезд кино. Леа Сейду («Жизнь Адель») уже была в первой части, как и исполнитель главной роли Норман Ридус. И персонаж с внешностью Гильермо дель Торо был. Но теперь тут еще Эль Фаннинг и даже легенда турецкого и немецкого кино Фатих Акин. И еще использован образ Джорджа Миллера, создателя «Безумного Макса», от которого в этой игре, скажу мягко, очень и очень много.
Кадр из игры Death Stranding 2: On the Beach
Да, Хидео Кодзима иногда, после десятка видеозаставок, кажется человеком с комплексом несостоявшегося кинематографиста, и то, что в играх воспринимается как «вау», в кино сегодня выглядело бы вторым сортом. Но в сочетании с игровым процессом эти сцены действительно усиливают погружение, а сам процесс — да, это слишком долго и медленно, но как красиво! Когда герой застает рассвет, хочется остановиться и просто созерцать. Каждый населенный пункт хочется рассмотреть во всех деталях, каждый костюм прописан так, словно над ним работало человек двадцать (может, так и есть, между прочим).
Молчаливый главный герой тем не менее реагирует на новую информацию, но так, чтобы это выглядело не тупой нервностью, а создавало психологизм, саспенс, даже — философию. Это и есть ключевое слово. Death Stranding 2 — это философия, причем в классическом смысле слова, то есть любовь к самому процессу мышления. Когда в нее играешь, когда герой опять куда-то бежит с чемоданами, ты в какой-то момент начинаешь от созерцания переходить к рефлексии.
Кадр из игры Death Stranding 2: On the Beach
Так было в гениальном фильме Сергея Дворцевого «Хлебный день» — знаменитая сцена, где несколько стариков толкают вагон по узкоколейке. Сначала ты злишься, что режиссер им не помогает, потом — на тех, по чьей вине люди должны толкать этот вагон, потом тебе становится скучно, но вскоре ты задумываешь о том, нет ли и у тебя такого вагона, который ты бессмысленно толкаешь снова и снова по одной и той же колее. И когда ты приходишь к этому образу, сцена заканчивается. То же получилось в Death Stranding 2. Первая часть, пожалуй, этого баланса не достигла, или мне не хватило терпения, чтобы это ощутить. Во второй это происходит, и приходится признать, что Кодзима — гений, сколько бы над этим ни шутили.
Антон Белый: главные факты о Death Stranding 2
Иногда цифры и факты говорят за себя лучше, чем любые эмоции. На днях Death Stranding 2: On the Beach обошла Clair Obscur: Expedition 33 и заняла первое место среди самых рейтинговых игр в PlayStation Store — цифровом магазине, который выступает главным критерием народной любви. Оценка Death Stranding составляет 4,93 из 5 баллов — это высокий результат, почти максимально возможный.
Кадр из игры Death Stranding 2: On the Beach
По словам руководителя направления «Развитие игр и игрового сообщества» компании «М.Видео-Эльдорадо» Сергея Мезина, Death Stranding 2: On The Beach продемонстрировала феноменальный старт продаж — первая партия была полностью распродана за одну ночь после поступления в каналы продаж. На сегодняшний день это проект с самой высокой динамикой среди видеоигр, поступивших в эту сеть в 2025 году.
— Новинка уверенно опережает по этому показателю такие релизы, как Clair Obscure: Expedition 33 и Kingdom Come: Deliverance II. Успех закономерен: Death Stranding 2: On the Beach — один из самых ожидаемых эксклюзивов Sony последних лет, с мощным авторским наследием, построенным на уникальном визуальном и стиле, повествовании, впечатляющим саундтреком и огромной фан-базой. Напоминаю, что первая часть игры разошлась в нашей сети тиражом свыше 100 тыс. копий, — добавил эксперт.
Кадр из игры Death Stranding 2: On the Beach
Россияне составляют немалую долю от общего числа поклонников — новую игру в РФ завезли все заметные дистрибуторы. Это еще раз заставляет убедиться, что феномен под шутливым названием «Кодзима — гений» обладает реальным эффектом, а не ироничной оптикой, когда «голого короля» не замечают. Фраза родилась как ироничный мем, но со временем доказала свою состоятельность. Новейшие работы автора символизируют тезис «игра как искусство» и обладают реальным эффектом Стендаля: геймеры теряют сознание от эффектных сюжетных поворотов и кинематографических сцен.
Первая Death Stranding была как гром среди ясного неба: никто не ожидал, что курьерство может быть таким захватывающим. Вторая — не сюрприз. Всё то, что нравилось (и раздражало) в первой части, здесь осталось: те же бесконечные тропы, те же коробки, те же падения с обрыва. Но теперь всё это отшлифовано до зеркального блеска. Бои стали динамичнее, карта — детальнее, задания — разнообразнее. На первый взгляд, это звучит как шутка: «Снова тащить коробки?» Но нет — благодаря глубине сюжета и умным механикам ты снова снаряжаешь рюкзак. И даже не замечаешь, как часами бежишь по холмам, потому что теперь это не просто рутина, а как… ну как чашка кофе без сахара: горьковато сначала, но потом понимаешь, что именно эта горечь делает его живым.
Кадр из игры Death Stranding 2: On the Beach
Death Stranding 2 — это как разговор с другом, который вроде и не говорит ничего нового, но делает это так, что ты вдруг начинаешь слушать. И хочется верить, что Кодзима не перестанет «тащить коробки», пока мы не поймем, что в этом и есть смысл. Гениальность игры еще и в том, что этот автор первым из великих позволил себе прямую критику главного тренда нашего времени — ИИ-помощников. Как открыто говорит игра, слишком большая привязанность к ним чревата последствиями. Интернет вкупе с ИИ помогли нам пережить пандемию, но людям нужно еще и личное общение, не только виртуальное.
Копии игры были предоставлены компаниями «М.Видео-Эльдорадо» и «Ачивка», крупнейшими участниками рынка игровой индустрии в РФ.