Содержание:
EN
В июле любители музыки попрощались с Оззи Осборном, зато получили новые альбомы других ветеранов самых разных «сегментов сцены» — от индастриала до инди-рока. Впрочем, многие новинки были проникнуты духом ностальгии, а иные посвящены памяти ушедших героев рок-н-ролла. «Известия» — о самых интересных альбомах июля, которые вы могли забыть послушать.
Alice Cooper
The Revenge Of Alice Cooper
Не успела рок-общественность попрощаться с Оззи — сперва символически, а потом и всерьез, навсегда, — как дал о себе знать другой «великий и ужасный» герой 1970-х. Отец «шок-рока» (что бы ни значил этот маловразумительный термин, придуманный журналистами лет 40 назад) не просто порадовал поклонников новым альбомом — он вновь собрал оригинальный состав группы Alice Cooper, разбежавшейся ровно полвека назад. Умерший еще в 1997-м гитарист Гленн Бакстон также незримо присутствует: его соло, записанное десятилетия назад, использовано в треке What Happened to You. Продюсером же выступает великий канадец Боб Эзрин, работавший, помимо 14 альбомов Элиса (как группы, так и отдельной личности), над дисками Kiss, Pink Floyd, Лу Рида и еще с десятка персоналий любой рок-энциклопедии.
Понятно, что подобный «реюньон» оказался глубоко ностальгическим, однако ж вовсе не стариковским — именно такую пластинку могли бы выпустить Alice Cooper сразу после блестящей работы 1973 года Muscle Of Love, оказавшейся для них финальной (теперь уже не совсем). Элис-вокалист, конечно, доминирует в этом шоу, но вот Элис-автор, как и полвека назад, щедро делится возможностью присочинить с коллегами — басист Деннис Данэуэй, когда-то подаривший нам такие хиты группы, как I’m Eighteen и School’s Out, вновь «в седле» и вновь демонстрирует свое умение создавать зубодробительные хард-роковые риффы.
Bush
I Beat Loneliness
Bush, британская рок-группа, прославившаяся в 1990-х с альбомами Sixteen Stone и Razorblade Suitcase, возвращается с десятым студийным релизом. Кажется, сегодня, три с лишним десятилетия спустя «золотой эры» гранжа, в этом стиле трудно чем-то удивить, однако Гэвину Россдейлу со товарищи это — хотя бы местами — удается. Положенный «по уставу» грязный гитарный звук, медленный, почти блюзовый грув и совершенно «саббатовская», местами мрачная энергетика дополняются взрослым и трезвым отношением к жизни в текстах. Открывающие треки вроде Nowhere to Go But Everywhere и заглавной композиции — мощные, драйвовые, с хоровыми припевами и кинематографическим размахом.
Однако, несмотря на впечатляющий старт, I Beat Loneliness страдает от неравномерности: вторая половина альбома сбавляет темп и теряет фокус. Меланхоличные баллады, хоть и искренние, звучат предсказуемо и местами затянуты. Тем не менее альбом удачно балансирует между ностальгией и современным звучанием в музыке, а англоговорящие слушатели, несомненно, оценят и тексты заметно повзрослевшего (во всех отношениях) Россдейла. Это, конечно, не сенсация, но честная, зрелая работа, которая укрепляет статус Bush как группы, способной эволюционировать, не теряя своего лица.
Blixa Bargeld
Blixa Bargeld Sings David Bowie
Бликса Баргельд — важная фигура в истории и мифологии современной музыки. Голос и гитара берлинских Einstürzende Neubauten, экс-участник The Bad Seeds Ника Кейва, художник, перформансист и философ индустриального авангарда. Его интерес к Дэвиду Боуи — не случайность и не жест поклонения, а скорее диалог с другим мифологическим персонажем, отчасти его антиподом. Боуи в 1970-х пережил свой «берлинский период», погруженный в шум, холод и абстракцию — ту самую среду, в которой Баргельд родился как артист. Начав с очевидной версии «Героев» на немецком (наконец-то мы услышали ее с достоверным берлинским акцентом), Баргельд и его аккомпаниатор Никко Вайдерманн переходят к менее предсказуемому выбору треков: Where Are We Now, Lazarus и совсем уж неожиданная в контексте исходно инструментальная Subterraneans.
Альбом звучит как камерная опера, спетая на заброшенной фабрике. Баргельд почти не поет — он дышит, шепчет, скребет гортанью, словно вытаскивая смысл из мертвых слов. Аранжировки — минималистичные, местами почти беззвучные, но оттого еще более напряженные. Это не просто альбом-оммаж, а мрачный, философский жест — Боуи через призму Баргельда предстает не гением глянца, а пророком распада. Местами трудно слушать, но в этом и заключается сила записи: она возвращает Боуи его демонов, а слушателю — повод для настоящего сопереживания.
Gaupa
Fyr
Шведский квартет с кошачьим названием «Рысь» уже появлялся в нашем обзоре со своим вторым альбомом. С тех пор Эмма Нэслунд с товарищами взяла довольно долгую паузу, потеряла одного из гитаристов, но вот наконец новый альбом — хотя бы и с префиксом «мини». EP Fyr, хоть и короткий (четыре трека плюс бонус сессии 2023-го), да непростой — пробивавшаяся и раньше «зеппелиновская» эпичность выходит тут на передний план.
Сам EP — это четыре тщательно выстроенные мини-эпопеи. Lion’s Thorn раскрывает себя медленным развитием, словно растворяясь в пространстве. Heavy Lord короткий, но он давит плотным, низким звуком с текстом о мрачных мыслях. Ten of Twelve — задумчивая и немного фольклорная, с причудливыми образами и метафорами. А Elastic Sleep — гипнотический трек, где Эмма, всегда напоминавшая своей манерой Бьорк, поет так, словно только что проснулась от многовекового сна где-то в ледяных пещерах.
We Are Scientists
Qualifying Miles
Нью-йоркский дуэт We Are Scientists гремел лет 20 назад со своими ироничными инди-гимнами подраставшим миллениалам. Сегодня и миллениалы заматерели, и сами Кит Мюррей и Крис Кейн перевалили на пятый десяток — впрочем, ни те ни другие, кажется, не «сбавили обороты». Девятый альбом «ученых» звучит как итог двадцатилетнего пути: зрелый, меланхоличный, но по прежнему живой и остроумный. Открывающий трек A Prelude to What настраивает на личностный тон, а далее следуют яркие гитарные номера вроде Please Don’t Say It и Starry-Eyed, где пост-панк сочетается с легкой брит-поп-интонацией и фирменным чувством ритма.
Как и в предыдущих работах We Are Scientists, звук эклектичен донельзя — от бодрого танцевального грува The Big One до неожиданного почти соула с саксофоном в I Already Hate This. Сквозная тема текстов — память, сожаление, попытка понять пройденный путь. Несмотря на легкость звучания, в Qualifying Miles чувствуется взросление: меньше шуток, больше рефлексии. Хорошая летняя пластинка для тех, кто в свои 40 еще не потерял молодого задора (или продолжает молодиться в 60).