EN
Эмир Кустурица превратил свое выступление на Московской неделе кино в рок-концерт, собрал рекордное количество зрителей, делился историями о пути в профессии и любимых русских режиссерах. На других площадках спикеры из индустрии обсуждали внедрение ИИ в образовательный процесс и проблемы будущего национального кинематографа. Не обошлось здесь и без представителей РЕН ТВ. А по видеосвязи общался Вуди Аллен. Подробности — в репортаже «Известий».
Эмир Кустурица сорвал овации москвичей
Всю неделю на территории кинопарка «Москино» режиссеры, продюсеры, сценаристы, топ-менеджеры онлайн-кинотеатров говорят со зрителями на общем киноязыке. Несмотря на плотное расписание — каждые 45 минут на трех площадках параллельно проходили различные дискуссии — гвоздем программы был сербский режиссер Эмир Кустурица.
Ни одна заявленная тема не собрала такое количество людей, как выступление Кустурицы. За 30 минут до начала основное пространство уже ломилось от поклонников, журналистов и просто желающих посмотреть на автора любимых фильмов. Появление режиссера сопровождали громкие овации, крики и бурное ликование, будто на сцене появилась рок-звезда.
Эмир, в свою очередь, не отставал от приветствующей его публики и быстро стал распевать толпу на манер вокалиста группы Queen Фредди Меркьюри во время знаменитого выступления на стадионе Уэмбли.
— Я сейчас скажу фразу «Do you agree», а вы продолжите: «F*** you MTV». Готовы? Поехали! — начал выступления мэтр, раскачивая зрителей, будто был на концерте своей группы No Smoking Orchestra.
Как известно, Кустурица пользуется особой любовью у русскоязычной публики, но после такого выступления даже последние скептики попали под обаяние сербского режиссера.
Эмир рассказал личную историю, как ему пришлось выбирать между девушкой из родного Сараево и тягой к кино. Будучи студентом Академии исполнительских искусств в Праге, он предпочел путь свободного художника, но жизнь доказывала другое — сначала любовь, потом кинематограф.
Режиссер Эмир Кустурица во время встречи с участниками Московской международной недели кино
По словам Кустурицы, большое число русских режиссеров и писателей оказали на него серьезное влияние. Эмир привел в пример фильм Никиты Михалкова «Раба любви» как идеальное воплощение иронии в кино, а также картину Андрея Тарковского «Андрей Рублев» как образец столкновения фундаментальных основ общества и одного человека.
— Я впервые посмотрел фильмы Михалкова, когда был студентом в Праге, — рассказал он потом «Известиям». — И могу сказать, что первые шаги, которые я сделал в кинематографе, были определены его фильмами: «Обломовым», «Рабой любви». Я смотрел всё, что он снимал, все его фильмы. Его эстетика стала моей. У него был серьезный разговор о Востоке, о Севере с интонациями итальянского реализма. Это прекрасный синтез коммерческого и авторского кино. Ему 80 лет, и он еще долго будет работать. Для нас он был ориентиром.
Мэтр отметил, что кинематографистам не надо гнаться за западными трендами и пытаться снимать супергеройские фильмы. Режиссер считает, что русским надо снимать о России. И будущее мирового кино как раз за национальной кинематографией, а не за «голливудской машиной».
Несмотря на отведенные 45 минут, зрители не хотели расходиться. Они кричали из зала: «Спасибо за «Аризонскую мечту»! Спасибо за «Андеграунд»! Спасибо за «Черную кошку, белый кот»!» — а после выстроились в многометровую очередь за автографом режиссера.
Сейчас режиссер готовится к съемкам фильма по повести Валентина Распутина «Последний срок». По словам Кустурицы, история поразила его драматичностью и юмором. А экранизация «Преступления и наказания» пока поставлена на «стоп». Эмир отшутился, что скорее напишет роман «Как я не снял «Преступление и наказание», чем закончит картину.
Зачем запирать студентов на семь часов без гаджетов
Меж тем в других пространствах «Москино» обсуждали не менее интересные темы. Так, сценарист и шеф-редактор дирекции производства кино и сериалов РЕН ТВ Олег Сироткин провел беседу о киношколах Москвы и мира. Если «творцов» в индустрии достаточно, то людей рабочих и административных профессий, напротив, не хватает.
Говоря о современной аудитории, Сироткин обратил внимание на снижение способности студентов воспринимать информацию по сравнению с ситуацией семилетней давности. Он пояснил, что учащиеся быстро устают от традиционных лекций и легко отвлекаются на гаджеты. По его словам, преподавателю теперь сложно удерживать внимание без использования презентаций и визуального сопровождения. Он образно назвал эту особенность «социальным аутизмом» — утратой интереса к тому, что не имеет непосредственного отношения к студенту.
Отдельно Олег Сироткин затронул проблему использования нейросетей в учебном процессе. Он признал, что преподаватель оказывается в трудной ситуации, когда не может доказать факт плагиата, а студент неожиданно демонстрирует тексты высокого уровня.
Сценарист, преподаватель, редактор телеканала РЕН ТВ Олег Сироткин во время лекции «Учиться, учиться, учиться: киношколы Москвы и мира» в рамках Московской международной недели кино
— Как преподаватель я вижу такое решение проблемы: часть обучения сводить к режиму «здесь и сейчас». Запустить в аудиторию и выпустить через пять–семь часов. За это время студент напишет текст без единого гаджета, — сказал Сироткин.
Он подчеркнул, что телеканал РЕН ТВ мог бы взять на себя роль медиатора между киноиндустрией и образовательной сферой в направлении экшен-кино. По словам Сироткина, эта сфера сейчас пользуется особой популярностью у зрителей и требует профессиональной подготовки у актеров и режиссеров.
Вуди Аллен не устает смотреть «Войну и мир»
24 августа во время Московской международной недели кино прошла онлайн-встреча с американским режиссером Вуди Алленом. Сессия «Легенды мирового кинематографа», наряду с живой встречей с Эмиром Кустурицей, стала одним из главных событий фестиваля. Беседу вел режиссер и продюсер Федор Бондарчук.
Вуди Аллен вышел на связь из Нью-Йорка и в течение 45 минут делился воспоминаниями и творческими принципами. Он заявил, что всегда любил русское кино, упомянул фильмы Сергея Эйзенштейна и Сергея Бондарчука, которого встречал лично. По его словам, когда-то он посмотрел семичасовую «Войну и мир» в один день и был поражен масштабом работы. «Я никогда не уставал от таких фильмов», — отметил режиссер.
Кстати, участие в Московской неделе кино не прошло для американского классика без довольно неожиданных последствий: Вуди Аллена внесли в базу скандально известного сайта «Миротворец», куда киевский режим помещает всех, кто хоть чем-то не устраивает нынешние власти Украины. Ситуацию кинорежиссер прокомментировал в заявлении для Guardian.
«Что бы ни делали политики, я не считаю, что прекращение творческих дискуссий — это хороший способ помочь», — отметил он важность разделять политику и искусство.
Отвечая на вопрос о возможных проектах в России, Вуди Аллен подчеркнул, что предложений пока не получал, но гипотетически мог бы задуматься над сценарием о том, «как хорошо себя чувствовать в Москве или Петербурге». При этом он назвал себя аполитичным автором и подчеркнул, что снимает фильмы ради историй и развлечения, а не для того, чтобы делать заявления. Отдельный блок обсуждения касался роли искусственного интеллекта в кино. Мэтр скептически относится к технологиям и предполагает, что искусственный интеллект может помочь в производственных аспектах, но не заменит воображение и чувство юмора.
Вуди Аллен рассказал, что предпочитает работать без оглядки на тренды, не использует социальные сети и по-прежнему пишет сценарии вручную. Публика в зале встречала слова режиссера аплодисментами, а Бондарчук заметил, что диалог получился «теплым и вдохновляющим».