EN
Следите за нашими новостями в удобном формате Есть новость? Присылайте!
Ремейк лучшего симулятора скейтбординга для PS5 привезли в Россию, и оказалось, что он, в отличие от большинства последних топовых релизов, не имеет перевода на русский язык, даже субтитрами. «Известия» изучили игру и пришли к выводу, что она не слишком нуждается в локализации, тем более что конкурентов в жанре у нее всё равно нет. Так думают не только в России: на Metacritic рейтинг переиздания держится на уровне 83 балла из 100, что означает безоговорочный успех. Но есть в этой игре и то, о чем никто не пишет, об этом — в нашем обзоре.
Лучшие фильмы о скейтбординге — как предисловие к игре
В 2022 году вышел фильм (доступен на «Кинопоиске» и в «Амедиатеке») «Тони Хоук: Пока не отвалятся колеса». В прологе, это примерно четыре минуты, мы видим только тренировочный зал и самого Тони Хоука, самого известного скейтбордиста в мире. Он пробует — и падает, падает, падает. Потом нам покажут головокружительные трюки, которые кажутся фантастикой, их даже смотреть страшно, но на пути — вот эти самые падения, травмы, переломы. Они составляют большую часть этого спорта.
Когда в 1999 году первый Tony Hawk’s Pro Skater вышел на первой же PlayStation, он был обязательной покупкой для любого уважающего себя геймера. Аскетизм картинки и льющаяся с экрана боль удивительно дополняли российский быт. Дело ведь было не в скейтах. Дело было в падениях, каждое из которых могло оказаться смертельным. И еще дело было в романтике. Тони Хоук с его доской был таким же, как мы. Совершал кульбиты, рисковал, пытался прыгнуть выше головы. Он был одинок и пьяняще свободен, и хотелось носиться на этой доске по многочисленным уровням игры до бесконечности.
Мы тогда не знали, что за океаном скейты значили для наших ровесников, хотя с завистью смотрели на Марти в «Назад в будущее». Но потом с удивлением обнаружили, что примерно то же самое. Об этом рассказывает, например, документальный фильм «Соберись перед прыжком», который после триумфа на «Сандэнсе» боролся в 2018 году за «Оскар». Там были истории трех взрослых людей, которые мальчишками тоже катались на скейтах, потому что дома было невыносимо, на улицах — опасно, в школе — просто абсурдно. И надо было хватать доску и гонять на ней, пока не сломается. А потом на следующей, тоже до полного износа. Чуть позже, в том же 2018 году, Джона Хилл выпустил игровую картину «Середина 90-х», ровно о том же. Видимо, поколение выросло и захотело отрефлексировать свою странную любовь к скейтам.
Вскоре пошли ремейки старых игр про Тони Хоука. В 2020 году вышел Tony Hawk’s Pro Skater 1 + 2, только что, пять лет спустя — Tony Hawk’s Pro Skater 3 + 4. Может, для кого-то это новые релизы, а для кого-то (речь об упертых фанатах) это повод придирчиво сравнивать оригиналы и ремейки. Вышло уже некоторое количество обзоров, посвященных тому, как оскудел саундтрек, из которого исчезли суперхиты групп уровня AC/DC, и каких уровней из прошлых частей здесь не хватает.
Но для поколения, которое играло в «Тони Хоука» в конце прошлого столетия, эта игра — и ностальгия, и попытка разобраться. Только не в феномене скейтбординга, а в себе, в своем прошлом, в том, куда делась та романтика. С ней ведь что-то стало, если 4-я часть игры вышла в 2002 году, 5-я часть — в 2015-м, и дальше — всё, только ремейки через пять и десять лет соответственно. Как будто доски больше не нужны, как будто ехать на них уже некуда, а трюки — ну, трюков и трюкачей и так вокруг хватает, один экстремальнее другого. И нас не удивляет, что у нового Tony Hawk’s Pro Skater 3 + 4 нет перевода на русский. У тех игр его тоже не было, только пиратский, да и для ремейка в РС-версии уже сделали не менее пиратскую русификацию. Но мы играли во флагманскую версию игры, для PS5. Ее вскоре после мирового релиза дистрибьютор «Ачивка» ввез на дисках в Россию и одну копию предоставил нам для обзора, спасибо за это.
Каким получился Tony Hawk’s Pro Skater 3 + 4
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной. Что сказать о симуляторе скейта? Что оказался трудным. Уже на уровне тренировочной миссии становится понятно: поблажек не будет. Выполнить даже эти задания в игре едва ли не труднее, чем на настоящем скейте в реальной жизни. Скейт мчится слишком быстро, реагировать чаще всего не успеваешь, и вот Тони Хоук на экране (можно играть много за кого, но Тони всегда был в приоритете) попадает под автомобиль, падает с пирса, бьется о стену головой, коленками, ломает позвоночник, рухнув на спину с большой высоты.
Оригинальный «Тони Хоук» был вполне условным, а здесь детализированное пространство, с освещением, с кучей посторонних объектов, с разными временами суток создают пространство, где хочется жить, но — не получается. Слишком быстро катится скейт с горы, сказал бы один русский поэт, переделав собственные строчки. В этом пространстве столько красоты, что хочется ее рассматривать, но Тони Хоук упорно не желает стоять на месте. Для него любой пейзаж — лишь тренировочная зона. Скользим по перилам, запрыгиваем на лестницу, отталкиваемся от стены, разбиваем стекло, пинаем скейтом мяч и — естественно, падаем. Чувствуем боль Тони Хоука, встаем, мчимся дальше. Куда? К мечте, наверное. А скорее всего — просто к свободе, к полету. Кто-то интересовался, отчего люди не летают, как птицы. Да просто они летают, как Тони Хоук.
Пожалуй, реализм новой инкарнации игры сделал несколько странным перенос уровней из оригинала в смысле не антуража (тут как раз всё хорошо), а задач. Мы ощутили физику, сто раз прочувствовали, как безжалостно земное притяжение, выполнили несколько переворотов в воздухе. Но зачем, помилуйте, нам собирать слово skate по светящимся буквам, разбросанным по уровням? Сообщает ли это что-то новое нашему стремлению к свободе и полету? Пожалуй, наоборот, насмехается над романтикой, сводя ее к примитивной аркаде. Если я упал вместе с доской в плавильный котел заводского цеха, мне светящиеся буковки не важны. Я хочу знать, ради чего это было, и снова и снова испытывать это ощущение. Хочу, чтобы моя боль была не напрасной. Хочу сумасшедшей свободы и ощущения пути, хочу ретроспективных откровений.
Но Tony Hawk’s Pro Skater 3 + 4 неумолим, как сама жизнь. Хочется новых уровней — собирай буковки, придумывай, как за две минуты собрать десятки тысяч очков. Только отдельные задания больше отсылают к реальной жизни, за них можно многое простить. Освободить заключенного из «Алькатраса» или устроить мини-землетрясение — это смешно. Устроить на скейте переполох в аквапарке — тоже забавно. Может, уровень с киностудией оказался простоват, но это уже профессиональное ворчание, возможно, большинству игроков понравится.
А самым увлекательным режимом остается обычное свободное катание без квестов и миссий. Доска, скорость — и будто нет ничего больше. Где скорость — там движение. Движение — жизнь, жизнь — это свобода. Тони Хоук подарил нам это ощущение много лет назад, оно всё это время было где-то внутри, и теперь осталось только взять в руки джойстик.