Интеллигентный грабитель отбирает неправедно нажитые богатства и жертвует их детдомовцам. Он лично карает коррупционеров, и совесть его чиста. Таков дядя Леша, которого играет Тимофей Трибунцев — один из самых «народных» артистов своего поколения. «Дядя Леша» — проект амбициозный и злободневный, но у него слишком серьезные предшественники, и этот груз ощущается как зрителями, так и создателями. «Известия» посмотрели первые доступные эпизоды.
Почти на злобу дня
Среди российских онлайн-кинотеатров KION выделяется своей социальной позицией. Стриминг ставит на острый, полемичный, часто скандальный контент. И одна из ключевых тем кионовских социально-сатирических сериалов — проблемы детей, о которых трудно говорить вслух. Так «Алиса не может ждать» рассказывал о подростках, которые торгуют девственностью. «Пингвины моей мамы» размышлял о проблемах особых детей и их адаптации. «Дядя Леша» — своего рода продолжение «Пингвинов». Там мама брала из интернатов детей к себе домой, здесь же герои существуют до того, как их забрали в семью. И хотя вокруг всё чисто и ухоженно, счастья от этого у детей не прибавляется. Они готовятся к выходу в непростую жизнь за стенами детского дома, не очень понимая, что их там ждет. Им страшно и одиноко. И вот тут появляется дядя Леша.
Дядя Леша — дворник. Божий одуванчик, он пользуется кнопочным телефоном, ездит на велосипеде и страдает астмой, что добавляет ему какого-то наивного очарования. Даже когда мы видим его в балаклаве, собирающим «улов» в богатом особняке, он не может не проявить доброту: перед уходом наливает псу-охраннику воды. Разве его можно воспринимать всерьез? Скорее, он — добрая крестная фея, но в мужском обличье. Мы потом узнаем про его высшее образование, но причины его дауншифтинга (или юродства) — одна из важных интриг сериала. В любом случае он, как и Робин из Локсли, не слишком афиширует свое «благородное происхождение».
Как и Юрий Деточкин, дядя Леша оказывает материальную помощь детдомовцам. Но если герой Иннокентия Смоктуновского угонял автомобили у людей, живущих на «нетрудовые доходы», то дядя Леша берет всё, что попадется под руку, главное — у «очень плохих» людей.
Народный мститель не задает вопрос, хорошо ли воровать, если делаешь это во благо. Анонимный альтруизм дяди Леши, а также последствия его действий становятся центром повествования сериала, но мы явно на его стороне. Мы болеем за то, чтобы дядя Леша не был пойман: он определенно вызывает сочувствие и симпатию, что бы ни натворил. Хотя не будем забывать, что многие персонажи Трибунцева не раз поворачивались к зрителю неожиданной стороной и сильно удивляли. Возможно, такое произойдет чуть позже, и дядя Леша превратится в Данилу Багрова, который тоже Робин Гуд, хотя и без аристократического лоска.
Папа может всё что угодно
Пока что основная локация сериала — детский дом. В учреждении светло и весело, внутренний двор выглядит опрятно. Директор детдома сохраняет оптимизм и профессионализм, не нарушая права воспитанников. Глядя на это, хочется узнать больше о реальности, в которой существуют детские дома: неужели всё и правда так хорошо? На самом деле проблема заключается в адпатации. Выпускники детдомов резко покидают искусственно созданную социальную «теплицу», где они одеты, сыты и обуты, оказываясь в незнакомом мире, где уже сами несут за себя ответственность. И сериал уже в первых эпизодах подогревает почву на эту тему.
— Ты достал уже. Сегодня помаемся — Бабай нас в банду возьмет. И будем реальные бабки мутить, — рассуждает Цыган (Хетаг Хинчагов), двигая перед собой украденную со стройки катушку с проводами.
То есть мальчик уже спланировал свое криминальное будущее, зная, что впереди — полная неизвестность, в которой он ничего не умеет и никому не нужен. Желание своего приятеля Пухлого (Григория Дудника) найти семью он и вовсе воспринимает как предательство, скрывая за гневом страх одиночества. Маша (Елизавета Хомякова) тоже вполне готова пойти по скользкой дорожке. Дружбу с мальчиками она начинает с того, что предлагает им пакетик с сомнительным содержимым взамен нужной ей услуги.
Но это лишь вскользь упомянутые намеки на трудности, которые ждут подростков за пределами детдома и уже сейчас легонько дышат в спину. В будущих эпизодах эти «чеховские ружья», возможно, выстрелят. Зато за суммарный час двух доступных серий хорошо прослеживается, кажется, основная линия — тема отношений детдомовцев с Трибунцевым как отеческой фигурой и наставником. Человеку нужен человек, а ребенку — родитель, и за популяризацию этой идеи сериал определенно заслуживает дополнительные баллы.
— Леша, ты заботишься о детях, я забочусь о детях. Только о своих, — рассуждает Олег, по просьбе товарища выполняющий роль мецената, чтобы сохранить инкогнито настоящего благотворителя.
— Вмазать бы тебе хорошенько, — сокрушенно говорит дядя Леша и уходит от приятеля, не попрощавшись.
За последние 10 лет количество детей в детдомах уменьшилось на 66%, об этом «Известия» писали в январе. И «Дядя Леша», показывая, как чужой человек выступает наставником для трех наиболее неблагополучных воспитанников, на пальцах объясняет: «починить» травмированного ребенка, может, и сложно, но не невозможно, и уж тем более не страшно.
Новинка уже завоевала уважение коллег: на Фестивале контента стриминговых платформ ORIGINAL+ сериал взял награды за «Оригинальное режиссерское видение» и «Оригинальную музыку». Харизматичный актерский состав из мастистых Тимофея Трибунцева, Сергея Лавыгина и Анны Уколовой, органично дополненный молодыми артистами, — уже половина успеха.
В сочетании с нарративом о безвозмездной помощи незащищенным детям, эта формула, скорее всего, возвысит шансы «Дяди Леши» на признание у зрительской аудитории. А впереди у сериала еще шесть эпизодов, в которых мы, вероятно, увидим развитие заявленной проблематики детдомовской системы.