Это популярно

    Эксперт назвал причины повышенного расхода топлива автомобилем

    28 августа, 2023

    О, кутюр: российские дизайнеры одели звезд в Каннах

    21 мая, 2024

    Если звезды сжигают: второй сезона «Андора» обходится без джедаев

    24 апреля, 2025
    Facebook Twitter Instagram
    Понедельник, 19 мая
    Facebook Twitter Instagram Pinterest YouTube
    Блог актуальный новостей
    • Главная
    • Мир

      Секционные Пальцы Башенных Кранов: Модульность и Надежность на Высота

      13 февраля, 2025

      Виртуальные номера телефона: инструмент в эпоху цифровых технологий

      14 января, 2025

      Инновационные технологии в оборудовании для упаковки изделий: перспективы развития и применение

      13 августа, 2024

      Создание эффективного брендбука: стратегии, инструменты

      11 августа, 2024

      Разработка и создание сайта специалистами

      11 августа, 2024
    • Россия

      Работа вахтой на складе спецодежды в Москве: возможности и перспективы

      9 декабря, 2024

      «Рука не дрогнет»: Медведев пригрозил Западу «глобальной войной»

      18 февраля, 2024

      Инфекции разносят мигранты и беспечные россияне

      18 февраля, 2024

      В Минобороны сообщили об уничтожении за ночь 33 украинских беспилотников

      17 февраля, 2024

      ФСИН сообщила о смерти Алексея Навального в колонии

      17 февраля, 2024
    • Общество

      Папа римский Лев XIV вступил в должность. Министр культуры РФ не приехала на инаугурацию

      18 мая, 2025

      18 мая — какой сегодня праздник? Что отмечают в этот день в России и мире

      17 мая, 2025

      «Будет 30 тел в день»: как жители села в Самарской области воюют с крематорием

      17 мая, 2025

      Инструкции из-за границы: в деле об убийстве экс-мэра Самары появились новые фигуранты

      16 мая, 2025

      Фальшивые опера и деньги на кухне. Как россиянку втянули в «спецоперацию ФСБ»

      16 мая, 2025
    • Культура

      И плеванто на законо: исповедь грабителя, вскрывшего Всемирный алмазный центр

      18 мая, 2025

      Все страхи Хо: в Каннах показали «Эддингтон» Ари Астера с Фениксом и Паскалем

      18 мая, 2025

      Женское несчастье: новое прочтение «Дяди Вани» представили в Театре им. Вл. Маяковского

      17 мая, 2025

      Сложное здание: Хабенский и Цыпкин в МХТ поставили сказку для взрослых

      16 мая, 2025

      Вам куда: роуд-муви «Туда», драма «Верный друг» и зубастый триллер «Багровая отмель»

      16 мая, 2025
    • Медицина

      Командир РСЗО «Град» рассказал, что на СВО быстро снимаются все маски — Новости на Вести.ru

      18 мая, 2025

      По поручению Путина налоговый вычет за ГТО и диспансеризацию станет ежегодным — Новости на Вести.ru

      18 мая, 2025

      В России назвали факторы, провоцирующие развитие гипертонии у молодых — Новости на Вести.ru

      17 мая, 2025

      Роспотребнадзор начнет оптимизацию надзора за ВИЧ-инфекцией в новых регионах — Новости на Вести.ru

      17 мая, 2025

      Директор израильского медцентра Барбара: РФ – лидер в лечении кератоконуса — Новости на Вести.ru

      16 мая, 2025
    • Авто

      АвтоВАЗ начнет выпуск Lada NIva Sport в цвете «Фламенко»

      18 мая, 2025

      Корейские СМИ: Hyundai вернется в Россию и потеснит «китайцев»

      18 мая, 2025

      «Автостат»: в автопарке Казахстана насчитывается 3,9 млн автомобилей

      17 мая, 2025

      Минтранс сократит время проверки авто на границе до 10 минут

      17 мая, 2025

      В РФ начались продажи нового кроссовера Haval F7x российской сборки

      16 мая, 2025
    • Спорт

      В «Газпром»-Академии завершился мегатурнир «Зенит рядом»

      25 декабря, 2024

      Украина — Словакия, 21 июня — прямая трансляция онлайн, результат (Евро-2024) :: Футбол :: РБК Спорт

      21 июня, 2024

      Испания — Италия, 20 июня — прямая трансляция онлайн, результат :: Футбол :: РБК Спорт

      21 июня, 2024

      Сербия — Англия, 16 июня — прямая трансляция онлайн, результат :: Футбол :: РБК Спорт

      16 июня, 2024

      В чем достоинства IT аутсорсинга

      3 мая, 2024
    Блог актуальный новостей
    Вы находитесь в:Главная»Культура»Возвели в «Квадрат»: выставка в «ГЭС-2» показывает эхо идей Малевича
    Культура

    Возвели в «Квадрат»: выставка в «ГЭС-2» показывает эхо идей Малевича

    21 июня, 20246 Мин. Чтение

    Содержание:

    • 1 Четыре квадрата
    • 2 Чистые цвета
    • 3 Ребусы и случаи
    • 4 Художник как миф

    Следите за нашими новостями в удобном формате Есть новость? Присылайте!

    Самый крупный «Черный квадрат» и еще несколько десятков образцовых произведений модернизма встретились на выставке «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Упоминание в названии проекта самого Дома культуры, где разместилась экспозиция, для организаторов принципиально: здание бывшей электростанции на Болотной набережной, реконструированное архитектором Ренцо Пьяно, трактуется здесь не просто как вместилище чужого творчества, но как самоценный арт-объект. Вопрос в том, смогут ли зрители, привлеченные громкими именами художников, в полной мере считать кураторский замысел. «Известия» попытались это сделать в числе первых.

    Четыре квадрата

    Новая выставка в «ГЭС-2» — уже второй основательный заход этой институции на территорию русского авангарда. Тогда «ГЭС-2» тоже сумел заполучить знаковое полотно, ставшее ключевой приманкой: «Зеленую полосу» из Ростовского кремля. На этот раз гвоздем программы стал ни много ни мало «Черный квадрат», но — не совсем тот: не 1915 года из Третьяковки, а 1923-го — из Русского музея.

    Напомним, что в общей сложности Малевич создал четыре живописные версии своего самого известного образа. Оригинальная хранится в Третьяковке и считается «невыездной» из-за исключительной исторической важности и плохого состояния (оно видно невооруженным глазом благодаря сетке кракелюров — трещинок, сквозь которые просвечивают более ранние слои масла). Три авторских повторения распределены между той же Третьяковкой, Русским музеем и Эрмитажем. Кстати, некоторое время назад в постоянной экспозиции ГТГ два квадрата видели рядом. Сейчас экспонируется только первый из них, и было бы, конечно, куда логичнее взять на выставку в «ГЭС-2» второй третьяковский, 1929 года — все-таки везти его в пределах одного района Москвы проще, чем доставлять из Петербурга.

    С другой стороны, именно квадрат из Русского музея — самый крупный: 106 см по каждой стороне, тогда как третьяковские — около 80 см. И в контексте экспозиции это смотрится весьма выигрышно. Но, как объяснила «Известиям» куратор выставки Зельфира Трегулова, дело не в эстетике. Просто картина 1929 года занята в других проектах.

    Что ж, можно только вообразить, чего стоило «ГЭС-2» в финансовом и организационные плане получить произведение из Санкт-Петербурга, учитывая, что там «Черный квадрат» как раз-таки в постоянной экспозиции корпуса Бенуа (рядом с «Черным крестом» и «Черным кругом»). Так или иначе, без картины Малевича выставка бы и вправду не получилась: «нуль форм», как называл его художник, оказывается смысловым центром всего проекта.

    Чистые цвета

    Путь к нему прослеживается от книг XVII–XVIII веков, где мы с изумлением видим заполненные черным плоскости, через эскизы Малевича к «Победе над Солнцем» — футуристической опере 1913 года Михаила Матюшина и Алексея Крученых, с образным миром которой Казимир Северинович связывал рождение квадрата. Ну а после следует череда отзвуков изобретения Малевича: здесь и два полотна Родченко с черными фигурами на черном фоне, и ироничные рефлексии нонконформистов и концептуалистов: огромный диптих «Квадрат Малевича» Дмитрия Пригова (в качестве основы художник использует советские газеты), «Черный вечер, белый снег» Эрика Булатова, наконец, «Впечатления» Никиты Алексеева. Однотонные полотна — серое, фиолетовое, зеленое и так далее — занимают всю стену и побуждают отойти подальше, чтобы охватить взглядом серию целиком. Но правильнее, наоборот, подойти вплотную, и тогда становятся заметны процарапанные слова-ассоциации на каждом холсте. Например, «небо, незабудка, лед, утро» на голубом.

    Алексеев опять-таки рифмуется с Родченко, но уже другим: триптихом «Чистый красный. Чистый желтый. Чистый синий» (1921) из частного собрания. Кстати, синий с годами сильно потемнел и сегодня практически неотличим от черного. Как иронично!

    Вероятно, если бы выставка ограничивалась этим сюжетом — условно назовем его «до и после квадрата», — получилось бы лаконичное и сфокусированное высказывание. Но организаторы решили сделать нечто куда более масштабное, связать подчас совершенно неочевидными ниточками русский авангард, американский поп-арт, немецкий неоэкспрессионизм, а еще — конструктивизм, кинетическое искусство, гиперреализм, кубизм… Всё это вдобавок вступает здесь в специфический диалог с пространством «ГЭС-2», совершенно преобразившимся благодаря временной застройке.

    Читать также:
    Дороги ярости: Алексей Иванов написал русский «Фоллаут»

    «Эта выставка рассказывает о том, как развитие искусства и музея шло параллельными путями. Музеи чем дальше, тем больше сосредотачивались на архитектуре: из хранилищ искусства они превращались в фон, в культурный контекст в самом широком понимании, и Дом культуры «ГЭС-2» служит наглядным примером такой трансформации» — отмечает еще один куратор проекта Франческо Бонами.

    Ребусы и случаи

    «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2» — из тех, о которых говорят «сложносочиненные» и «кураторские». Идейные связи и переклички, возникающие между экспонатами, здесь едва ли не важнее, чем вещи как таковые. Впрочем, и уровень произведений — впечатляющий. Просто перечислим имена: Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол, Сай Твомбли, Ансельм Кифер, Джаспер Джонс, Энтони Гормли, Франциско Инфанте-Арана, Вячеслав Колейчук, Пабло Пикассо, Герхард Рихтер, Фрэнсис Бэкон…

    Совершенно неожиданно в этом ряду модернистов выглядят упоминания Ивана Айвазовского и Архипа Куинджи, но их пейзажи, предоставленные Третьяковкой, в соседстве с «Тишиной» Олега Васильева обретают совершенно метафизическое звучание и воспринимаются отнюдь не как декоративный реализм, а как предвестие беспредметности (строго говоря, предмета там действительно нет: только море и небо).

    Подчас выставка «ГЭС-2» напоминает вызвавший множество споров проект «Бывают странные сближенья…», сделанный в 2021 году звездным французским куратором Жаном-Юбером Мартеном для ГМИИ имени Пушкина и целиком построенный на неожиданных сопоставлениях произведений самых разных стилей и эпох. Но там была почти что игра, обаятельное жонглирование ассоциациями. Здесь же получилось нечто вроде философского трактата. Или — ребуса, который, кажется, разгадать до конца в принципе невозможно.

    Художник как миф

    Но, может, оно и не надо? И не стоит к музею и произведениям искусства относиться с такой глубокомысленной серьезностью? Шутливым знаком вопроса, завершающим всё путешествие через стили и концепции, выглядит инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых «Случай в музее, или музыка на воде». С дотошностью и не сразу очевидной усмешкой авторы имитируют в нескольких специально выстроенных комнатах залы классической галереи, завешанные картинами выдуманного живописца-соцреалиста Кошелева. Но на полу перед изображениями доярок и колхозников стоят тазики, в которые с потолка капает вода, создавая причудливый ритм. Малевич в начале XX века обнулил искусство, Кабаковы в конце того же столетия обнуляют художника (он здесь — миф) и занятое им пространство — реальное, оказывающееся попросту дырявым, и идейное.

    В 2017 году шведский режиссер Рубен Эстлунд завоевал «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля за фильм «Квадрат». Центральной метафорой ленты было изображение квадрата на городской площади: героем повествования, модным куратором, инсталляция позиционировалась как «пространство доверия и заботы». Но, как несложно догадаться, никакого доверия и заботы там и близко не было. Картина Эстлунда стала саркастичным препарированием мира contemporary art с его претенциозностью, пафосом, снобизмом и лицемерием.

    В отличие от фильма, выставка «ГЭС-2», конечно, лишена морализаторства и далека от затронутых Эстлундом социальных проблем. Но сама идея, связанная с двойным смыслом английского слово square (городская площадь и квадрат), роднит эти проекты. Хотя, может, параллель между фильмом и экспозицией — такая же условная, как и некоторые из предложенных кураторами перекличек и концепций. Ну и пусть. В конце концов, лишь от зрителя зависит, будет ли он всерьез воспринимать весь этот вал идей или же предпочтет любоваться произведениями как таковыми — пусть даже это только черный квадрат на белом фоне.

    Предыдущая статьяСБУ возбудила уголовное дело против звезды «Универа» Гогунского за поддержку СВО
    Следующая статья В России новый кроссовер Forthing будет дешевле ожидаемого

    Похожие публикации

    И плеванто на законо: исповедь грабителя, вскрывшего Всемирный алмазный центр

    18 мая, 2025

    Все страхи Хо: в Каннах показали «Эддингтон» Ари Астера с Фениксом и Паскалем

    18 мая, 2025

    Женское несчастье: новое прочтение «Дяди Вани» представили в Театре им. Вл. Маяковского

    17 мая, 2025
    Новое на сайте

    АвтоВАЗ начнет выпуск Lada NIva Sport в цвете «Фламенко»

    18 мая, 2025

    Командир РСЗО «Град» рассказал, что на СВО быстро снимаются все маски — Новости на Вести.ru

    18 мая, 2025

    И плеванто на законо: исповедь грабителя, вскрывшего Всемирный алмазный центр

    18 мая, 2025

    Папа римский Лев XIV вступил в должность. Министр культуры РФ не приехала на инаугурацию

    18 мая, 2025
    Это интересно

    Минздрав озвучил число погибших от отравления суррогатным алкоголем

    15 июня, 2023

    В России с 3 июня от отравления суррогатным алкоголем умерли 35 человек, в том числе один…

    Ростех и РНЦХ имени Петровского будут разрабатывать инновационные медизделия — Новости на Вести.ru

    28 февраля, 2025

    Эксперт назвал две категории водителей для незамедлительной смены резины

    19 октября, 2023
    О нас
    О нас

    Блог актуальный новостей.
    Все самое интересное и важное за последние сутки из разных уголков мира и России ежедневно в эксклюзивных публикациях на нашем блоге.

    Facebook Twitter Pinterest YouTube WhatsApp
    Выбор редактора

    На видео показали дистанционную парковку BMW

    12 января, 2024

    Расшифровать «Веном»: показы супергеройского экшена возобновят в России

    12 ноября, 2024

    Downdetector: россияне сообщили о массовом сбое в работе YouTube

    1 августа, 2024
    ТОП месяца

    Искусство Поиска Товаров в Интернете: Как Найти То, Что Вам Нужное

    10 октября, 2024

    Зачем нужен брендбук и как его разработать

    5 августа, 2024

    Коммуникационная стратегия: ключ к успешному взаимодействию

    7 декабря, 2024
    © 2025 Vjagu.ru. Все права защищены

    Введите поисковый запрос и нажмите Enter. Нажмите Esc чтобы вернуться к сайту.