Книжный фестиваль «Красная площадь» в этом году отмечает свое десятилетие. К первой солидной дате он подошел не только с книжными новинками и обширной культурной программой, но и с новыми вызовами в российском книгоиздании. Среди них — проблемы в сегменте детской литературы и высокий ценник на книги даже с учетом скидок. «Известия» побывали на ярмарке, чтобы узнать, к чему готовиться книголюбам.
Всё лучшее — детям
В этом году «Красная площадь» сдвинула свое привычное расписание и стартовала 6 июня, в день рождения поэта Александра Пушкина. Обычно этой датой фестиваль как раз завершался, но 2024-й — год особенный. Вся Россия празднует 225-летие со дня рождения поэта. Этому событию посвящена в большинстве основная программа мероприятий фестиваля в сердце столицы.
Традиционно первый день на книжных ярмарках самый спокойный. Будни обычно не располагают к длинным очередям желающих урвать новинки и пообщаться с издателями (то ли еще будет в выходные), но в павильоне «Детская литература» столпотворение с самого утра. Самих юных читателей почти не видно, между стеллажами в большинстве лавируют их суетные родители. Книги для самых маленьких, для подростков и даже детские книги на иностранном языке — этот павильон, пожалуй, самый большой среди всех остальных. Интерес к этой литературе растет, но проблемы в этом сегменте по-прежнему остаются.
Пережив сложности из-за проблем с бумагой и типографскими красками, российская книжная отрасль столкнулась с нехваткой авторов в детском книгоиздании. Усугубила ситуацию приостановка сотрудничества некоторых иностранных писателей. Сейчас доля детской литературы в России — одна из самых маленьких по миру, сказал в беседе с «Известиями» генеральный директор издательства «Эксмо» Евгений Капьев.
— Во всех остальных странах доля детской литературы занимает 30–40%. У нас — 20–25%, — сказал он.
По его словам, основная проблема — устаревшие требования к книгам, которые также ограничивают развитие отечественных авторов.
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» приняли в 2011 году. По словам Капьева, его многие пункты невозможно выполнить при современном уровне верстки. В пресс-службе «Эксмо» «Известиям» пояснили, что документ был разработан на основе устаревших СанПиНов и ГОСТов, еще во времена использования печатных станков старого поколения, без учета специфики современных технологий. Издатели не считают, что такой регламент может быть полезным для печатания книг, отвечающих современным тенденциям. Например, текст нельзя наносить на цветной фон. В международной практике подобные нормативы отсутствуют, однако внесение каких-либо правок в документ осложняется тем, что он закреплен в ЕАЭС на уровне пяти государств.
— Российский книжный союз уже вносил правки и предложения, не просто какие-то пожелания. Но ситуация не сдвигается. Мы видим постоянную поддержку, но так как сложен механизм реализации, это отрицательно влияет и не дает развиваться детской литературе, — подытожил Капьев.
Что по деньгам?
От площадок с литературой для детей перемещаемся вглубь торговых рядов. Из большой тройки российских книжных ярмарок «Красная площадь» — самая демократичная не только по наполнению программы, но и по стоимости. Участие здесь бесплатное, и некоторые издатели делают скидку в 20% на продукцию или продают литературу напрямую по так называемым издательским ценам. Но есть нюанс: не всегда эти скидки позволяют перебить более выгодные предложения со стороны маркетплейсов и онлайн-магазинов. Эту же тенденцию мы наблюдали и на Московской международной книжной ярмарке, и на зимнем и весеннем non/fiction.
Так, главный бестселлер среди нон-фикшн «К себе нежно» Ольги Примаченко стоит на ярмарке 930 рублей, а ее средняя стоимость на онлайн-площадках варьируется от 400 до 600. У «Эксмо» новинка Алексея Поляринова «Кадавры» стоит 700 рублей, в то время как в интернете ее можно найти за 500. Аналогичная ситуация и у издательства Corpus — 1 тыс. за «Тайную историю» с прилавка против 870 рублей на маркетплейсах. Противостояние розницы и онлайн-площадок — одна из глобальных проблем в современной российской книжной отрасли, которая может привести к закрытию ряда магазинов.
— Книжные магазины должны становиться центрами культуры, потому что конкуренция с маркетплейсами очень серьезная. Это может привести к закрытию части магазинов, которые с этим вызовом не справятся. Цены на маркетплейсах дешевле в любом случае. Для того чтобы люди ходили в магазины, они должны, помимо книги, получить ощущения и эмоции. В мире эту трансформацию некоторым сетям удалось реализовать, но не уверен, что все с этим справятся, — сказал гендиректор «Эксмо» Евгений Капьев.
Хотя приятные исключения для книжной розницы и посетителей на «Красной площади» всё же случаются. Новый хит издательства «Синдбад» «Вкус. Кулинарные мемуры», написанный актером Стэнли Туччи, обойдется посетителям «Красной площади» в 800 рублей. Для сравнения, на онлайн-площадках ее можно купить от 1 тыс. рублей, а в некоторых книжных магазинах она стоит более 1800.
— Это самые минимальные цены, которые мы можем сделать. Конечно, цены могут плавать. Например, допечатки могут стоить дороже, а какие-то остатки, наоборот, будут дешевле, — сказали «Известиям» сотрудники «Синдбада».
Еще одно редкое явление — увидеть на прилавке книгу издательства, прекратившего свою деятельность в России. Права на «Вкус. Кулинарные мемуары» Стэнли Туччи принадлежат Penguin Books: на стенде «Синдбада» предупредили, что российское издательство заключило контракт с британским на эту книгу еще в 2021 году.
— Какие-то правообладатели работают с нами, какие-то приостановили отношения. Но есть и те, кто смягчил позиции, — добавила собеседница «Известий».
Факт того, что некоторые западные издательства восстанавливают отношения с российскими, подтвердил и Евгений Капьев. Выпытывать их названия оказывается занятием бесполезным и отчасти пагубным — книготорговцы попросту боятся сглазить.
— Конечно (есть, кто возвращается к сотрудничеству с РФ. — «Известия»). Но мы стараемся про это не говорить. Потому что, к сожалению, вся среда мониторится со стороны Украины. Если издатель заявляет, что он вернулся в Россию, ему тут же приходит тысяча писем, что он будто бы поддерживает РФ. У нас уже были случаи, когда мы объявляли новости про автора, и он через два дня менял решение, — сказал гендиректор «Эксмо».
Издательства стали действовать осторожнее. Но ни о какой самоцензуре речи не идет, подчеркивают представители отрасли.
Следующая книжная ярмарка — Московская международная — пройдет в начале сентября.