Как и ожидал «Ъ», активы производителя автокомпонентов Faurecia в РФ перешли в собственность компании ее российских топ-менеджеров — «Формат Инвест». Схожие активы Magna реализовала за $15 млн. Основные активы Faurecia находятся в Тольятти, где продолжает работу один из ее заказчиков — «АвтоВАЗ», что делает их потенциально более интересными.
Компании «Форесия автомобильные решения» и «Форесия экологичные решения» — российские юрлица производителя компонентов для автомобилей Faurecia — перешли в собственность компании «Формат Инвест», следует из данных ЕГРЮЛ. Собеседник «Ъ» отметил, что у Faurecia есть право на обратный выкуп.
«Формат Инвест», как писал «Ъ» 16 августа 2023 года, в конце июня 2023-го создали топ-менеджеры российской Faurecia с целью купить активы французской группы и перезапустить их. Изначально по 35% в этой компании было у гендиректора пяти структур Faurecia в России Татьяны Громовой и операционного директора Faurecia в России Оливье Гриненберже, остальные доли по 6% в том числе у директоров площадок в Тольятти Николая Афанасьева и Марины Давыденко, а также директора по продажам, программам и инжинирингу Александра Горина. В сентябре господин Горин вышел из компании, а остальные совладельцы, за исключением Татьяны Громовой и Оливье Гриненберже, получили по 7,5%. Оливье Гриненберже в течение 2023 года получил российский паспорт.
В периметр российских активов Faurecia входили также «Форесия Интериор Луга» (Ленобласть), «Форесия Интериор Тольятти» и «Форесия Аутомотив Девелопмент» (Калуга). Часть из этих компаний находилась в стадии реорганизации. В 2023 году предполагалось, что бизнес «Форесия Интериор Тольятти» и «Форесия экологичные решения» будет перемещен на новую площадку в ОЭЗ «Тольятти», где находится запущенное в 2021 году ООО «Форесия автомобильные решения» (сиденья, механизмы для автокресел).
«Ъ» направил в Faurecia и Татьяне Громовой вопросы об условиях сделки. Сумма сделки неизвестна. Для сравнения: Magna летом прошлого года продала схожие активы за $15 млн неизвестной на рынке компании «Е-мобиль», которая может быть связана с бывшим главой «Уралвагонзавода» Олегом Сиенко. Исполнительный директор Advance Capital Артур Шубаев отмечает, что сделки с иностранными игроками в автопромышленном секторе в тех сегментах, где объем производства значительно снизился, происходили в среднем по мультипликатору 0,5 к чистым активам. Исходя из этого сделку можно оценить в 450 млн руб., указывает эксперт.
Группа Faurecia — один из крупнейших в мире производителей интерьеров и выхлопных систем — приняла решение об уходе из РФ в начале 2023 года. В 2022 году группа в результате слияния с Hella (специализируется на электронике) стала называться Forvia. В отчете компании за 2022 год сообщалось, что деятельность группы в РФ «очень ограничена» — 0,4% от общего объема продаж в 2022 году против 1,4% годом ранее. Тогда же компания оценила затраты, связанные с прекращением деятельности в РФ, в €130,3 млн, из них €103,9 млн — расходы на реорганизацию, €26,4 млн — прочие расходы. В пресс-релизе также сообщалось, что разовые расходы, связанные с решением об уходе из РФ (в основном — обесценение активов), оцениваются в €143 млн. Выйти из бизнеса в РФ компания решила в том числе «по причине войны».
Главными покупателями продукции группы были альянс Renault—Nissan, «АвтоВАЗ», а также Hyundai/Kia и Volkswagen. Из этих производителей деятельность продолжает только «АвтоВАЗ.» «Ъ» не удалось узнать, поставлялась ли в последнее время продукция Faurecia на «АвтоВАЗ». Но в августе 2023 года «Форесия экологичные решения» получила заключение по 719-му постановлению правительства РФ о подтверждении локализации на «задний глушитель в сборе “Гранта”», «задний глушитель LADA 21214» (Niva), «передний глушитель LADA 21214» (Niva), а в декабре — на каталитический конвертер в сборе.
Заводы Hyundai/Kia находятся в процессе продажи компании «Арт-Финанс», которая ранее приобрела завод Volkswagen. При этом на площадке корейских компаний в Петербурге есть большой склад комплектующих. В 2022 году компания «Форесия экологичные решения» также продолжала работать с «УзАвто».
Автомобильный аналитик Владимир Беспалов отмечал, что активы Faurecia выглядят интересными с учетом продолжения работы в Тольятти и наличия как минимум одного крупного клиента. При этом в будущем по мере перезапуска других проектов перечень заказчиков может расти.
Ольга Никитина