Содержание:
Дискуссии о качестве отечественного кинематографа ведутся из года в год. Однако в последнее время у сторонников наших фильмов появился веский аргумент — высокие кассовые сборы. Сейчас впервые с 2020 года наблюдается положительная динамика на международном рынке, сообщает «Бюллетень кинопрокатчика». Отечественные фильмы и мультфильмы в мировом прокате собрали $17,6 млн за прошлый год, что практически на 3% больше по сравнению с годом ранее. Согласно данным, наибольшую кассу принесла Франция. Подробнее о том, что ждет российскую киноиндустрию в будущем и как относятся к нашим фильмам за рубежом, — в материале «Известий».
Кинорынок в России
Сегодня российские ленты вновь пытаются завоевать внимание зрителей. Рост производства и интереса к отечественным проектам обусловлен во многом уходом голливудского кино. В 2023 году в прокат вышли 164 картины, а на стримингах появилось 175 оригинальных проектов. Подъем российского кино также фиксируют кассовые сборы крупнейших картин прошлого года, например успех «Чебурашки», который собрал в прокате более 7 млрд рублей.
— Факт, что многие российские кинофильмы уверенно перешагнули отметку в миллиард сборов, говорит о том, насколько зрители соскучились по родным их сердцу историям. При этом в лидерах кинопроката фильмы «Чебурашка», «По щучьему веленью», «Вызов», «Три богатыря и пуп земли», «Баба Яга спасает мир», то есть в основном добрые, семейные истории, — комментирует продюсер и режиссер Мария Ламар.
Кадр из фильма «По щучьему велению»
Сеть «Каро» считает, что в 2023 году количество именно качественного контента сократилось. Рынок не смог быстро приспособиться к сменившейся ситуации, поэтому лето было не загружено. Общая выручка российских кинотеатров в 2023 году достигла 37,872 млрд рублей. Посещаемость в минувшем году составила 121,9 млн человек в России, она прибавила относительно 2022 года 51,8%. Доля наших проектов в кассе кинотеатров в 2023 году эквивалентна 60,6%; выручка российских хитов достигла 22,9 млрд рублей.
Эксперт по закупке контента видеосервиса Movix Иван Шевченко отмечает две основные перспективные среды — стриминговые платформы и платное ТВ. С одной стороны, стриминги с каждым годом продолжают наращивать темп производства оригинального контента, при этом процент онлайн-проектов, имеющих колоссальный успех, всё еще незначителен. В 2023 году лишь одному онлайн-сериалу удалось добиться сопоставимых с кинопрокатом успехов: по данным платформы Wink, сериал «Слово пацана» посмотрело более 23 млн человек (цифры на февраль 2024 года). Однако в основной массе стриминговые сериалы собирают как минимум вполовину меньшую аудиторию, чем фильмы в прокате.
— В 2024 году объем производства, скорее всего, будет увеличиваться в условиях продолжающегося дефицита контента на российском рынке. Стриминговые сервисы продолжат вкладываться в «ориджиналсы», которые являются основной точкой притяжения и уже способны конкурировать с прокатом. В свою очередь, телеканалы активнее «включатся в игру», учитывая спрос на качественное и масштабное кино у зрителя, — полагает эксперт по закупкам контента.
Кадр из сериала «Слово пацана»
Кроме того, согласно наблюдениям спикера университета креативных индустрий Universal University Дарьи Бурнашевой, в массовом кино выходят новые фильмы на различные темы, а также продолжения полюбившихся франшиз, например «Лед 3». Звучат новые имена, фильмы продолжают снимать и отправлять на международные конкурсы. Открываются и новые фестивали, такие как «Маяк», «Зимний», «Пример Интонации», SiberiaDOC и другие, которые играют важную роль в продвижении российского кино и предоставляют платформу для молодых талантов.
Поддержка государства
Поддержка кинематографа признается одной из главных задач государственной политики в сфере культуры и носит протекционистский характер, что закреплено в законе «О государственной поддержке кинематографии РФ», который является главным нормативным-правовым актом в индустрии. По закону финансирование производства и проката фильма не может превышать 70% его сметной стоимости.
В беседе с «Известиями» соучредитель кинокомпании П.У.Ш.К.А Юлиу Пантя рассказала, что ключевые источники финансирования кино на данный момент — это Министерство культуры, Фонд кино и Институт развития интернета (ИРИ). Выделяется множество грантов на реализацию проектов. Также существует Фонд поддержки регионального кинематографа Союза кинематографистов России. Лучшие проекты получают продюсерское сопровождение, помощь в реализации.
По предположению Ивана Шевченко, во многом такой подъем российского кино обусловлен поддержкой индустрии со стороны государства: рекордные суммы инвестируются в Фонд кино (в 2024 году его бюджет составит 9,4 млрд рублей), множество кинопроектов субсидируется ИРИ, у молодых специалистов есть возможность получить гранты под проект, подать свои ленты на разные кинофестивали.
— Проблема господдержки заключается в том, что Фонд кино рассматривает высокобюджетные проекты с коммерческим потенциалом, а туда начинающим кинематографистам вход почти закрыт. Поддержкой молодых талантов занимается только Министерство культуры. Однако не все проекты могут получить субсидии, поскольку есть приоритетные темы фильмов, которые министерство поддержит в первую очередь, — считает основатель и продюсер международной продюсерской компании Velconte Entertainment Леонид Хромов.
Отметим, что с 2021 года в России активно работает Президентский фонд культурных инициатив, который не является киноструктурой, но тем не менее рассматривает различные предложения от начинающих кинематографистов.
Российское кино за рубежом
Помимо налаженного экспорта в страны СНГ, отечественные картины благополучно были представлены и в других странах. Итоги 2023 года, подведенные платформой «Бюллетень кинопрокатчика», показали, что наши фильмы за рубежом заработали $17,6 млн, это на 2,8% выше цифр 2022 года. Лидером просмотров стал мультфильм «Коты Эрмитажа», который принес прибыль в $5 млн США. На втором месте лента в жанре фантастики «Мира», собравшая больше $2 млн. Третье место заняла драма «Жена Чайковского» с кассой в $1,5 млн.
Самым прибыльным рынком для российских кинолент стала Франции, где отечественные проекты заработали около $2 млн. Правда, львиную долю суммы составили сборы российско-французских картин, которые были сняты до начала военной операции на Украине. Высокие показы также показали Мексика и Перу.
Кадр из мультфильма «Коты Эрмитажа»
Актер, ведущий и продюсер проекта «ОКРОЕВ. Киноинтервью» Тимофей Окроев подтверждает, что за последний год российский кинематограф вошел в период устойчивого роста. Российские фильмы прекрасно обживаются в странах бывшего СНГ, бывших советских республиках, в Латинской Америке, Азии и на Ближнем Востоке.
— Лучше всего об отношении к российским фильмам за рубежом говорят номинации и победы в фестивальных смотрах. В этом году российские полнометражные дебюты оказались в программах главных мировых конкурсов. В секции Encounters на Берлинале прошла премьера картины выпускницы мастерской Александра Сокурова Малики Мусаевой «Клетка ищет птицу». В «Двухнедельнике режиссеров» (элитарная программа) на Каннском фестивале показали «Блажь» Ильи Поволоцкого — меланхоличное роуд-муви о дочери, отце и их передвижном кинотеатре, — напомнила Дарья Бурнашева.
Однако собеседники «Известий» уточняют, что, несмотря на весьма положительную динамику, российским фильмам, если они хотя бы частично финансируются из госбюджета, по-прежнему сложно попасть на европейские и американские кинорынки.
Изюминка русского кино
Кино пришло в Россию больше века назад и за этот период успело преодолеть огромный путь — от черно-белых короткометражек до побед на громких кинофестивалях. «Кинокартина мира неполна без России. Зрители здесь верят, что церковью является кинотеатр», — говорил директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо в 2014 году.
— Отечественный кинематограф всегда вызывает много споров и постоянно подвергается сравнениям с западной индустрией, но невозможно переоценить то, насколько российские фильмы близки и узнаваемы для зрителя. Проблематика, жизненные ситуации, любимые актеры и их понятные персонажи — это то, что попадает в «нерв», — комментирует Иван Шевченко.
Председатель президиума ассоциации компаний розничной торговли АКОРТ Наталья Локтева подтверждает, что российский кинематограф всегда отличался от других «школ». Например, советское кино, направленное на подростковую аудиторию, имело назидательный, обучающий контекст. Не раз приходилось слышать от иностранных зрителей, что посмотреть советский фильм для них было чем-то равносильным попаданию в добрую сказку, где не боятся поднимать вопросы добра и морали.
— Несмотря на массовую популяризацию голливудского кино в последние три десятка лет, ни молодежь, ни старшее поколение в России не стали его горячими поклонниками. Даже если говорить про мультфильмы, то нынешние дошкольники с подачи родителей смотрят именно советские и российские мультфильмы — «Машу и Медведя», «Ну, погоди», — заключила Мария Ламар.