EN
На следующий день после выхода в мировой прокат в Сети с русским переводом появился «Хищник: Планета смерти», свежий фантастический блокбастер из культовой франшизы родом из 1980-х. Действие разворачивается на далекой планете, главный герой — молодой Хищник, ему помогает поврежденный андроид Тиа в исполнении Элль Фэннинг. Российские зрители знают ее как обладательницу множества престижных наград, музу дизайнера игр Хидео Кодзимы и Екатерину II из скандального сериала «Великая». «Известия» рассказывают, каким получился новый фильм о Хищнике и почему его хвалят.
Каким получился новый фильм серии про инопланетных суперохотников
Фильм «Хищник: Планета смерти» (оригинальное название — Predator: Badlands) представляет собой неожиданное переосмысление знаменитой франшизы. Режиссер Дэн Трахтенберг («Очень странные дела», «Черное зеркало», «Пацаны», «Жертва», «Хищник: Убийца убийц») переносит действие далеко от привычных джунглей и городских руин — на мрачную, опасную планету Генна, где молодой представитель расы Яутжа, изгнанный из своего клана, вынужден пройти собственное испытание выживанием. В отличие от прежних частей, где Хищник выступал как безжалостный охотник, здесь он становится главным героем. Так зритель впервые видит мир глазами существа, которое прежде было символом ужаса. Вернее, мы и раньше, еще с первой части, смотрели на жертв с точки зрения монстра, но это не было окрашено в психологические цвета, как сейчас.
Кадр из фильма «Хищник: Планета смерти»
Центральной фигурой фильма становится синтетик Тиа в исполнении Элль Фэннинг («Трамбо», «Малефисента», «Дождливый день в Нью-Йорке», «Сентиментальная ценность», «Неоновый демон»). Ее героиня — поврежденный андроид, пытающийся сохранить остатки программы и памяти в условиях, где жизнь теряет привычный смысл. При этом Фэннинг исполняет двойную роль — Тиа и ее «сестры» Тессы, другой модели, воплощающей рациональность, холод и безупречную логику. Противоречие между двумя персонажами — человеческим началом и машинной сущностью, эмпатией и расчетом — становится эмоциональным ядром фильма. Фэннинг выстраивает тонкое различие между образами: Тиа говорит медленнее, словно выбирая слова, ее движения скованы, но в глазах отражается внутренняя боль; Тесса, напротив, действует быстро, отточенно, с равнодушием искусственного интеллекта. Эта дуальность придает фильму драматическую глубину, делая его больше, чем просто еще одним фантастическим боевиком.
Кадр из фильма «Хищник: Планета смерти»
Фэннинг, безусловно, становится эмоциональным центром картины. Ее работа с минимальными средствами выражения — взглядом, паузой, интонацией — превращает технологически насыщенный боевик в драму о самопознании. Именно благодаря этой игре фильм поднимается над рамками жанра и оставляет ощущение редкого для блокбастеров сочетания зрелищности и внутренней тишины.
Кадр из фильма «Хищник: Планета смерти»
Визуально «Хищник: Планета смерти» поражает масштабом. Пустынные пейзажи, металлические руины и тщательно проработанная биомеханическая среда создают ощущение живого инопланетного мира. Однако главная сила картины — не в спецэффектах, а в контрасте между варварской природой Хищника и искусственной природой Тиа. Их вынужденный союз раскрывает тему взаимного понимания между существами, которые не принадлежат человеческому виду, но всё же ищут смысл в собственном существовании.
Когда пойти в кино
В российских кинотеатрах новинка появится 13 ноября в рамках предсеансового обслуживания. Бокс-офису фильма от скандалиста Дэна Трахтенберга предстоит серьезная проверка на лояльность: в России «Хищник: Планета смерти» выходит в один день с «Иллюзией обмана 3». Причем последняя как раз будет прокатываться абсолютно официально и с гораздо большим числом сеансов.
Кадр из фильма «Хищник: Планета смерти»
От привычных зрителям кровавых триллеров «Хищник: Планета смерти» отличается осознанной, практически нарочитой мягкостью. Рейтинг PG-13 позволяет фильму говорить о насилии не напрямую, а метафорически. Вместо ярких сцен бойни — медленные, напряженные эпизоды, где страх и сострадание становятся равноценными силами. В этом смысле фильм ближе к «Дюне» Вильнёва, чем к оригинальному «Хищнику» Мактирнана. Трахтенберг пошел в сторону не натурализма, но создания нового мифологического пласта, исследующего культуру Яутжа и местный кодекс чести.
Кадр из фильма «Хищник: Планета смерти»
Фильм получил на авторитетном сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes рейтинг одобрения 85%. Это делает его одной из самых успешных частей во всей франшизе, а она насчитывает уже шесть полноценных фильмов и две анимационных ленты. Впрочем, для режиссера Дэна Трахтенберга «Планета смерти» не стала триумфом: она проигрывает двум предыдущим фильмам в этой же вселенной: «Хищник: Убийца убийц» и «Добыча» получили 95 и 94% положительных отзывов соответственно.
Кадр из фильма «Хищник: Планета смерти»
«Хищник: Планета смерти» — это не столько продолжение, сколько переосмысление легенды. Фильм, который делает шаг в сторону от мускулистой традиции 1980-х и ищет в ней новое, человеческое, дыхание. Это редкий случай, когда франшиза, которая, казалось бы, исчерпала себя, обретает второе дыхание — благодаря актрисе, способной придать металлу душу. Попытка найти в Яутже человеческое измерение была заряжена одним из самых сильных образов карьеры Элль Фэннинг. Впрочем, стоит повториться, что любителям экшена может быстро наскучить общий тон новинки — протагонист в лице молодого хищника изображен здесь излишне эмоциональным и мягкотелым, такой прием может вызвать протест у поклонников старых фильмов серии. К счастью, Трахтенберг не боится экспериментов, и мы получили убедительное доказательство, что иногда всё-таки стоит рискнуть.