Содержание:
Солист BTS становится жертвой цензуры, Ленни Кравиц отмечает 60-летие путешествием в прошлое, а РИЧ создает рэп из поэзии петербургского андеграундного поэта Гавриила Лубнина. И опять мы возвращаемся к стилевому разнообразию: рок, рэп, кей-поп, классика мирно соседствуют в нашем музыкальном обзоре. Но и сами исполнители в своих работах стремятся раздвинуть привычные рамки. Как это у них получается — расскажут «Известия».
Lenny Kravitz — Blue Electric Light
Шесть лет пришлось ждать поклонникам Ленни Кравица, пока рокер выпустит новый альбом. А он и не торопился — записывал потихоньку в своей домашней студии на Багамах одну партию за другой (да-да, почти на всех инструментах Ленни сыграл сам) и явно получал удовольствие от самого процесса.
И вот лонгплей уже в интернете — но впечатление он производит странное. Если не знать, в каком году эти песни были сочинены, можно отнести их и к 1980-м, и к 1990-м, и уже к нашим дням. Так, например, в лиричной Stuck in the Middle Кравиц использует драм-машину, отсюда и отчетливый привкус ретро. Смотрит в прошлое Honey с электрофортепиано и аналоговыми синтезаторами. Список можно продолжать.
Впрочем, называть Blue Electric Light старомодным, пожалуй, не стоит. Идея здесь, скорее, в том, что Ленни попросту верен себе и делает такую музыку, какую делал раньше и какую любит сам. И потому никакой «музейности», нафталина здесь не чувствуется. А драйва и энергии хватает с лихвой. Не в последнюю очередь дело в вокале. Подойдя к седьмому десятку (60 Кравицу стукнуло как раз 26 мая), артист убедительно показывает, что он всё еще молод и горяч. И если у кого-то остались в этом сомнения после просмотра клипов TK421 и Human, где Ленни демонстрирует свою завидную спортивную форму, то Blue Electric Light должен окончательно убедить скептиков: он молод не только телом, но и душой.
RM — Right Place, Wrong Person
Еще один заведомый must have недели — альбом лидера BTS Кима Намджуна, известного как RM. Ранее мы писали про первый сингл из него — Come Back to Me, но по той песне никак нельзя было предсказать, что же нас ждет. И тем, кто рассчитывал получить типичное кей-поп-звучание, стоит приготовиться к сюрпризу. Right Place, Wrong Person — попытка максимально расширить стилевые рамки, своего рода энциклопедия по эстрадной музыке XXI века. Мрачноватая электроника титульного трека, рэп-альтернатива в Nuts, фанк-элементы в композиции, названной просто знаком вопроса («?»), привет Gorillaz, да и вообще творчеству Дэймона Албарна в Heaven… О таких работах обычно говорят «намешано всякого-разного», но в данном случае это не минус, поскольку явная эклектичность как раз и формирует облик альбома. RM будто хотел сделать ответ хейтерам, которые утверждают, что весь кей-поп делается как на конвейере и совершенно стирает индивидуальность артистов.
Обратная сторона медали — многие номера попросту не запоминаются, пролетают мимо, выглядят необязательными интерлюдиями. Но, впрочем, как и недавнюю пластинку Билли Айлиш, этот диск лучше слушать целиком и воспринимать как единое высказывание.
Правда, у фанатов RM на родине с этим есть проблемы: семь из 11 композиций с Right Place, Wrong Person были запрещены к трансляции корейским аналогом нашего Роскомнадзора — Korean Broadcasting System — из-за грубой или ненормативной лексики и асоциальных тем. Свобода слова, говорите?
РИЧ — «Человек и кит»
Рэпер РИЧ известен в последние годы прежде всего своей патриотической лирикой — подчас весьма мрачными, но неравнодушными треками о происходящем в Донбассе. Однако его новый сингл прямой связи с актуальными событиями не имеет. И стихи здесь чужого авторства: петербургского поэта, музыканта и художника Гавриила Лубнина, ушедшего из жизни в прошлом году. Ценителям рока его творчество было знакомо благодаря группе «АукцЫон», с которой он сотрудничал как иллюстратор, ну а картины Лубнина и его экспериментальные рисунки на крафтовой бумаге можно увидеть в музеях Санкт-Петербурга.
26 мая в Шереметевском саду пройдет концерт — трибьют памяти Лубнина, и специально для этого мероприятия РИЧ написал песню «Человек и кит». Получилось сильно. Узнаваемый меланхоличный флоу РИЧа на фоне закольцованного многослойного бита почти гипнотизирует, а цепочка метафор в тексте Лубнина, заставляющем вспомнить о «Моби Дике» или «Старике и море», приобретает в устах рэпера какую-то особую убедительность и честность.
Burito — «Аритмия стен»
Одни артисты по старинке выпускают раз в два-три года альбомы, другие, как Баста, переориентировались на синглы. Ну а Burito верен однажды найденной стратегии и предпочитает трехтрековые EP. При этом по частоте релизов Бурнышев даст фору любому. Всего месяц назад мы рассказывали о его Et Cetera — тогда многие предполагали, что миньон станет завершением, своего рода постскриптумом цикла «Синтетика», а после начнется нечто иное. И по формату, и по сути. Но вот на стримингах появилась очередная порция из трех песен, и стало ясно, что к переменам музыкант пока не готов.
Единственное, чем «Парнас», «Ни чин, ни сан» и «Аритмия стен» отличаются от предыдущих вещей, так это большей ролью танцевального бита и меньшей мелодичностью. Бурнышев балансирует между пением и декламацией на одной высоте, навязчивых припевов здесь нет вовсе. Получился скорее мелодик-рэп, чем поп. Но рифмы по-прежнему точные и цепкие, а мрачноватый, хитроумно спродюсированный электросаунд обаятелен сам по себе, даже и вовсе без вокала.
Филипп Чижевский и Questa Musica — «Идоменей» Моцарта
После баховских «Страстей по Матфею», об исполнении которых мы писали в одном из прошлых выпусков музыкального обзора, Филипп Чижевский и ансамбль Questa Musica представили в Московской филармонии оперу Моцарта «Идоменей» — произведение куда реже звучащее, чем «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта», но занимающее особое место в творчестве композитора. Австрийский гений хотел написать образцовую opera seria («серьезную оперу») в итальянской традиции — на мифологический сюжет и с трехактной структурой. Работа над сочинением сегодня хорошо известна: 24-летний Моцарт каждые два дня писал отцу Леопольду, где делился подробностями об этом труде. И благодаря переписке мы знаем, с каким вниманием и любовью он создавал «Идоменея». Увы, при жизни его усилия не были оценены по достоинству: после единственной премьерной постановки в Мюнхене опера не появлялась на сцене вплоть до XIX века. Инерция того неприятия сохраняется по сей день: далеко не каждый меломан вспомнит хотя бы одну тему из «Идоменея». Но Чижевский со своими оркестрантами убедительно показывает, насколько это на самом деле живая, искрометная и полная вдохновения музыка. Не последнюю роль здесь играют певцы: Сергей Годин, Дарья Телятникова, Елене Гвритишвили, Анжелика Минасова и Михаил Нор.
Плейлист «Известий»
В плейлист мы включили трек из нового мини-альбома рок-группы True North, композиции Burito и РИЧа, упомянутые в обзоре, а также свежий сингл Алены Свиридовой. Завершает же подборку финальный номер из музыки Эльмира Низамова к спектаклю «Авиатор»: эта светлая и внешне очень простая фортепианная композиция выглядит как мудрое послесловие и к событиям романа Евгения Водолазкина, и к страстям из нашего обзора.