Такую меру предлагают ввести для граждан с признаками сильного опьянения.
Сотрудников авиакомпаний и аэропортов предлагают снабдить алкотестерами — они будут проверять неадекватных пассажиров с признаками опьянения перед посадкой в самолет. Такое обращение к министру транспорта Виталию Савельеву подготовили в комитете Госдумы по региональной политике. Причина — участившиеся инциденты с пьяными на борту, из-за которых порой приходится вынуждено сажать самолеты. Эксперты считают, что инициативу можно поддержать, но при этом необходимо конкретизировать механизм ее реализации.
Повысить безопасность
Пассажиров, которые приняли большую дозу алкоголя перед посадкой в самолет, предлагают выявлять с помощью алкотестеров. С таким предложением к министру транспорта Виталию Савельеву обратился глава комитета Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению Алексей Диденко. Причина — участившиеся инциденты в полетах с гражданами в состоянии сильного опьянения.
«Введение нового правила разрешит массу конфликтных ситуаций, когда пассажир утверждает, что не пьян, а сотрудники ответственных служб принимают решение не пускать его на борт на основании лишь внешних признаков. В случае выявления состояния сильного опьянения (от 1,5 промилле алкоголя в крови) это будет аргументом в пользу решения о недопуске», — говорится в документе, с которым ознакомились «Известия».
По его мнению, такая мера позволит улучшить безопасность полетов и предотвратить конфликтные ситуации, связанные с неадекватным поведением пьяных пассажиров.
— Оценка состояния человека сегодня происходит субъективно: только по внешним признакам, и это часто приводит к конфликтным ситуациям. Некоторые из граждан не попадают в самолет не из-за того, что выпили, а из-за конфликта со службами аэропорта или авиакомпании. Право предложить пройти алкотестер в таких ситуациях снимет все спорные вопросы, — пояснил «Известиям» депутат.
Речи о поголовном тестировании не идет, подчеркнул он. По его словам, это будет исключительно право авиакомпании или службы безопасности предложить гражданину пройти такой тест, а тот может согласиться на него или нет. Если пассажир окажется трезвым, то тестирование застрахует его от неправомерных действий ответственных служб (например, от снятия с рейса или административной ответственности), убежден Алексей Диденко.
«Известия» направили запросы в Минтранс, Росавиацию и авиакомпании с просьбой дать оценку предложению депутата.
— Подобные проверки явно приведут к удлинению времени процесса посадки пассажиров на рейс. Также должно быть четко прописано, как данный диагноз фиксируется. Сейчас работники авиакомпаний могут выявлять лишь признаки опьянения, но конечное решение за врачом, — пояснили в пресс-службе авиакомпании «Россия».
За и против
Инициатива, нацеленная на недопущение на борт воздушного судна (ВС) пассажиров, чье поведение вызывает подозрения, актуальна, считает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
— Снижение количества случаев вынужденных посадок, задержек рейсов из-за действий авиадебоширов благоприятно скажется на экономике авиаперевозчиков и, естественно, минимизирует дискомфорт для других пассажиров. Количество случаев деструктивного поведения на борту ВС остается достаточно высоким, причем зачастую авиадебоширы не реагируют на законные требования членов экипажа из-за того, что находятся в неадекватном состоянии и не могут контролировать свои поступки, — пояснил эксперт.
По его словам, несмотря на ужесточение наказания, радикального сокращения количества подобных случаев не происходит.
В 2023 году с самолетов в России сняли 1,65 тыс. деструктивных пассажиров, сообщали «Известия». Это почти на 14% больше в сравнении с 2022-м. Общее количество граждан, с которыми авиакомпании расторгли договор перевозки, согласно данным МВД, превысило 2 тыс. и выросло почти на 11%. К уголовной ответственности привлекли 62 дебошира (+29%), а к административной — около 2 тыс. (+9,7%). Почти 60% из них находились в состоянии алкогольного опьянения.
— Конечно, нельзя говорить о том, что более строгий контроль на гейтах позволит полностью снять проблему, так как бывают случаи, когда пассажиры проносят алкоголь с собой либо употребляют напитки, предложенные на борту. Но положительный эффект, на мой взгляд, будет достигнут, — убежден эксперт.
При этом он считает, что основной вопрос заключается в порядке реализации этой инициативы. Затраты на то, чтобы просто закупить алкотестеры, невелики, регулярно проводить поверки этих приборов тоже возможно. А вот выделять сотрудников авиакомпаний или аэропортов для проверок — это история посложнее, считает Олег Пантелеев. Аэропорты едва ли будут готовы выполнять такие действия, если только в качестве дополнительной платной услуги, предположил эксперт.
Глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов считает, что к реализации предложения надо подходить аккуратно.
— Сегодня в КоАП есть ответственность за нахождение в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения и за недопустимое поведение. С другой стороны, спиртное действует на всех по-разному. Человек, который употребляет алкоголь, может вести себя адекватно на протяжении всего полета. Поэтому к инициативе нужно подходить аккуратно, — считает эксперт.
По его мнению, лучше усилить наказание за срыв рейсов и даже ввести за это уголовную ответственность.
Руководитель аналитического центра Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации Федор Борисов, напротив, считает, что предложенная мера разумна, но надо смотреть статистику таких случаев и оценивать стоимость затрат на администрирование. Идея благая, но без понятного механизма реализации и оценки издержек и выгод, отметил эксперт.
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов