Самый скандальный театральный эксперимент русских футуристов; заумная фантазия про перевернутый мир будущего; опус, с которым Малевич связывал появление «Черного квадрата». 14 мая в Московской филармонии исполнят легендарную оперу «Победа над Солнцем» 1913 года. Причем партитура Михаила Матюшина прозвучит с включением недавно найденных, ранее неизвестных эпизодов. О том, чем интересна грядущая премьера и почему это произведение занимает столь важное место в истории искусства — в материале «Известий».
«Увезли в сумасшедший дом»
Летом 1913-го на дачу к композитору Михаилу Матюшину приехали два его друга: поэт Алексей Крученых и художник Казимир Малевич. Наслаждаясь прогулками на природе и дурачась перед фотокамерой (сохранился цикл их селфи), троица сочинила оперу, которая должна была стать главным театральным манифестом футуристов. В декабре того же года спектакль увидел свет в ныне уже не существующем петербургском театре — и вызвал оглушительный скандал. Публика топала, кричала, отпускала шуточки. «Где автор? — Его увезли в сумасшедший дом!» — смаковали в рецензиях и мемуарах реплики зала.
Той зимой состоялось всего два показа, но этого хватило, чтобы навсегда вписать эксперимент в историю мирового искусства. Позже соавторы неоднократно предпринимали попытки организовать новые постановки — безуспешно. Исключение — витебское воплощение 1920 года, сделанное под руководством Малевича, но в нем от оригинала остался только текст.
Возрождение интереса к произведению пришлось уже на начало 1980-х и было связано с модой на русский авангард, захватившей тогда весь мир. Один за другим в США, Европе, затем и России стали появляться спектакли, называемые реконструкциями «Победы над Солнцем», однако, точнее было бы назвать их фантазиями на тему. Ведь музыка сохранилась весьма фрагментарно, поэтому либо ее досочиняли современные авторы, либо заполняли лакуны вставками из других сочинений начала XX века.
Однако в прошлом году в архиве Матюшина в Санкт-Петербурге были обнаружены неизвестные рукописи Вступления к опере и финального вокального номера — «Военной песни». То есть начало и конец произведения. И это позволило собрать относительно цельную редакцию оперы, вдобавок выверив существующий поэтический и музыкальный текст по остальным источникам. Получившаяся редакция и прозвучит — впервые — в концертном исполнении солистов ансамбля «Студия новой музыки». Она же на днях была опубликована в виде отдельного научного издания.
Студия новой музыки
— «Студия новой музыки» наряду с современными произведениями активно исполняет и музыку первого авангарда, стремясь возвращать к жизни забытые произведения. Ранее мы включили в репертуар другой опус Матюшина, недавно восстановленный по рукописям, «Композицию в четвертях тона», теперь представим его главное сочинение. Научная редакция партитуры была создана только в этом году, и наш коллектив будет ее первым исполнителем. В отличие от различных театральных версий здесь фигурирует только музыка самого композитора, без каких-либо досочинений, — поделилась с «Известиями» исполнительный директор ансамбля Евгения Изотова.
Эксперимент в квадрате
Но почему «Победа над Солнцем» так значима, и чем, собственно, авангардистов не устроило небесное светило? Опера стала квинтэссенцией идей русского футуризма. Одна из них — тотальный отказ от прошлых привычных представлений о красоте. Достаточно вспомнить знаменитый призыв из манифеста «Пощечина общественному вкусу»: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности». Собственно, солнце и становится символом всего того, что прежде казалось незыблемым идеалом. Если искусство прошлых веков прославляло свет, футуристы решили воспеть тьму. Но, конечно, тьма эта не означает зло и бескультурье. По мнению молодых бунтарей, она была благотворной: в ней вызревала эстетика будущего. Новый мир.
Именно с оперой Малевич связывал рождение «Черного квадрата». В 1915 году Матюшин готовил издание партитуры «Победы над Солнцем» (увы, несостоявшееся), и Малевич захотел тоже принять в этом участие, но собственные эскизы 1913-го были ему недоступны — они остались у спонсора постановки. Поэтому художник стал создавать новые рисунки. И тут-то его осенило, как должен выглядеть образ-антитеза побежденному солнцу, то есть белому кругу: черный квадрат! Сделав знаменитую картину, ныне хранящуюся в Третьяковке, Малевич даже поставил на ней ложную дату — 1913, указывая на происхождение идеи.
Михаил Матюшин, Казимир Малевич и Алексей Крученых
Этапной была «Победа над Солнцем» и для Крученых, незадолго до оперы декларировавшего новый поэтический стиль: заумь. Литератор предлагал намеренно разрушать логику текста и выдумывать совершенно новые буквосочетания, которые должны были обладать самостоятельной фонетической выразительностью. Первой ласточкой стало знаменитое стихотворение «Дыр бул щыл» (в нем больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина, хвастливо заявил Крученых), однако в либретто оперы поэт воплотил свои находки в крупной форме.
Что же касается музыки, то в своей партитуре Матюшин предвосхитил многие музыкальные новации будущего, при этом полностью переосмыслив жанр как таковой. Здесь нет арий (но есть три песни), нет ансамблей, а большие куски текста декламируются под фортепианный аккомпанемент.
Стоит вспомнить и об еще одном участнике проекта: поэте Велимире Хлебникове. Он тоже должен был приехать к Матюшину на дачу для работы над оперой, но потерял во время купания кошелек с деньгами на дорогу. В итоге он написал только пролог — но текст этот стал знаковым. В нем Хлебников заменил слова иностранного происхождения на придуманные им самим и основанные на русских корнях: так театр у него стал созерцогом, а сами футуристы — будетлянами.
Новая сакральность
Фактически, для каждого из соавторов «Победа над Солнцем» была шагом в будущее: многое из придуманного тогда они развивали и в дальнейшем. Но опера была пророческой и вне художественного контекста. Так, за четыре года до октябрьской революции герои предвещают «красную зарю», во втором акте показывается мир небоскребов и технологий, ну а в финальной «Военной песне» можно усмотреть предчувствие разразившейся в 1914-м Первой мировой. Кстати, уже после начала войны Матюшин, Малевич, Крученых и Хлебников планировали сделать «сиквел» «Победы над Солнцем» — «Военную оперу», в которой хотели вывести на первый план обезумевшего немецкого кайзера. Малевич же в итоге и вовсе отправился на фронт.
Впрочем, трактовок «Победы над Солнцем» может быть гораздо больше: в ней видят антиутопию и даже воплощение космизма (пленив звезду, персонажи приветствуют освобождение от всемирного тяготения). Спустя 111 лет после создания опера остается во многом загадкой. И новое исполнение призвано если не разгадать их, то по крайней мере обратить внимание на полузабытую партитуру и поместить ее в широкий музыкальный контекст.
«Победа над солнцем» в постановке театра Стаса Намина с костюмами по эскизам Казимира Малевича
Концерт в филармонии, на котором прозвучит «Победа над Солнцем», станет завершением камерной лаборатории Musica sacra nova.
— Абонемент Musica sacra nova изучает творчество нескольких поколений отечественных композиторов ХХ века с позиции нового религиозного искусства и вводит в культурный обиход произведения, редко звучащие или исполняющиеся впервые. В нынешнем сезоне наша тема — «От модерна к первому авангарду», и в центре внимания — период истории русского искусства, где впервые прослеживается выход в «новую сакральность». «Победа над Солнцем» как раз яркий пример этой линии. В концерте «Пророчества и символы» опера впервые исполняется в максимально аутентичном и полном варианте, — подчеркивает продюсер цикла, руководитель Фонда Николая Каретникова Антон Каретников.
Помимо музыки Матюшина в программе вечера — редко исполняемые сочинения его современников Артура Лурье и Владимира Дешевова, а также работы композиторов второй половины XX века и наших дней — Николая Сидельникова, Дмитрия Смирнова, Владимира Тарнопольского и Ольги Бочихиной. Таким образом, получится символический мост от первого авангарда до новейших экспериментов.