Содержание:
Если в афише Театра Олега Табакова спектакль с Машковым в главной роли, постановка обречена на успех. А если знать, что Владимир Львович еще и режиссер, стоит заранее позаботиться о билетах. На премьеру «Наследников», которую народный артист и худрук театра поставил по пьесе Сергея Найденова «Дети Ванюшина», до конца сезона полный аншлаг. Все билеты проданы. О том, как худрук из психологической драмы сделал трагикомедию, узнали «Известия».
Катастрофа одной семьи
Подобного материала в афише Театра Олега Табакова еще не было. К сложной классике нужен был особый подход. Сергей Найденов написал десяток пьес, но успешной стала первая — «Дети Ванюшина». Написанная в 1901 году, она сразу попала в круг двух крупных театров Москвы и Санкт-Петербурга. За 123 года пьеса пережила многочисленные инсценировки, несколько экранизаций. В ней рассказывается о состоятельном коммерсанте Александре Егоровиче Ванюшине. Всю жизнь он трудился и преумножал богатство семьи. Полагал, что кто-то из его шестерых наследников точно продолжит начатое. Но напрасно он возлагал надежды на новое поколение Ванюшиных. Как оказалось, Александр Егорович воспитал эгоистов, которые только и ждут его смерти, чтобы по своему усмотрению распоряжаться отцовскими капиталами. На роль отца семейства режиссер Машков распределил артиста Машкова. В спектакле занято 27 актеров. Из 14 героев 13 имеют второй состав. Замены нет только худруку.
— Я как скрепляющее звено буду контролировать процессы во всех спектаклях, — шутит Владимир Машков. — Но, вообще, быть режиссером и артистом одновременно — очень тяжелая вещь, потому что твой мозг как бы разделяется. Когда ты режиссер — сидишь в зале, смотришь спектакль, делаешь замечания. Но, когда выходишь на сцену, уже не можешь контролировать процесс. Если будешь наблюдать за ним, вывалишься из роли.
Поэтому в помощь режиссеру был автор инсценировки, драматург и уже второй год завлит театра Олег Антонов. Он репетировал с артистами довольно большой блок спектакля.
— Секрет пьесы — в ее автобиографичности, — уверен Олег Антонов. — Все события, описанные Найденовым, имели реальную основу. Каждый персонаж — с прототипом. Автор в пьесе скрупулезно и беспристрастно разобрал механизм катастрофы своей семьи.
Спектакль создан в традициях русского психологического театра, который всегда давал зрителю возможность разглядеть за повседневными бытовыми сценами подлинную драму. Олег Антонов и Владимир Машков сделали ее современной по языку. Они позволили себе убрать всю архаику, связанную с купечеством, бытом и теми вещами, с которыми сегодняшний зритель мало знаком. Осовременили речь, чтобы не отпугнуть молодежь от театра.
Непримиримые противоречия
Сюжет разворачивается так стремительно, что у зрителя нет возможности откинуться на спинку кресла и отдохнуть. Играть все спектакли на высоких оборотах — в традициях учеников Табакова. В «Наследниках» герои испытывают весь спектр чувств — от ненависти до любви. Пройти, тихо шаркая тапками по сцене, здесь не очень получится. На сцене много героев и все с характером. Каждый буквально врывается к зрителям. Темпоритм постановки как обороты динамо-машины. Реплики героев четки и слышны на галерке.
— События в пьесе так быстро меняются, что шептальным реализмом здесь не обойтись, — делится с «Известиями» исполнитель роли Алексея Ванюшина Севастьян Смышников. — История где-то смешна, а где-то парадоксально горька. В каких-то моментах зритель может испугаться, увидев в героях себя. В этом и есть сила театра.
Для Севастьяна Смышникова самое ценное в его роли, что зрители становятся свидетелями, как за два часа кардинально меняется и преображается Алексей Ванюшин. Несмотря на то что его мир рушится, мира меж родных нет, из-за криков никто не хочет слышать друг друга, он все же пытается собрать его.
Спокойно в доме Ванюшиных может говорить только мать, набожная Арина Ивановна Ванюшина (Алена Лаптева). Ну и отец — после причастия. В остальное время все будто методично добивают главу семейства. Александра Егоровича каждый из детей готов завалить претензиями, упреками и хотелками. Драма отца семейства в том, что, угождая своим детям, заработал денег, но не купил за них их любовь, да еще и здоровье потерял. А в итоге услышал от недорослей, что с первого этажа Александру Егоровичу не было видно, чем живут его дети на втором этаже.
— То, что происходит в этой семье, — страшно, — говорит Яна Сексте, играющая старшую дочь Ванюшина Клавдию. — Тебе кажется, что боль достигла своего предела, но в следующую секунду поступки героев только усугубляют ситуацию и становится еще страшнее. Клавдия обожжена своей обидой на родителей, на весь мир, не понимает, за что ей это всё досталось.
Из-за физических недостатков ей доставалось мало родительской любви. Муж Павел (Алексей Усольцев) втихаря сошелся с ее младшей сестрой Людмилой (Анастасия Богатырева). И сейчас Клавдия готова отомстить всем. Но в первую очередь достается отцу. Она требует отписать завещание на нее. Как говорит актриса, этот материал можно поднять, только цепляясь за свою личную боль. А делать этого не хочется. Спектакль заставит задуматься не только зрителей, но и артистов. А первое, что сделает Яна Сексте после премьеры, — попросит прощения у родителей.
Выделить кого-то из «семьи Ванюшиных» сложно. В постановке каждый актер убедительно создает образ своего персонажа. Как всегда, на грани фарса и трагедии играет народный артист Сергей Угрюмов. Его Степан Красавин взял в жены Людмилу Ванюшину и увез из города. Но девушка сбегает от него в родительский дом, якобы уставшая от его пьянства и драк. За «бесчестье» Красавин требует с отца компенсацию 20 тыс. За эти деньги он готов взять Людмилу обратно.
Младших дочерей Ванюшина Катю и Аню играют студентки Театрального колледжа Олега Табакова Нелли Хапёрская и Алена Морилова. Юным артисткам веришь безоговорочно. Ни на секунду они не выпадают из образов. А как иначе, ведь на сцене они играют вместе со своими педагогами. Глядя на девушек, понимаешь, что начатое Олегом Павловичем Табаковым дело в надежных руках. И Владимир Машков воспитывает достойную смену.
Сложносочиненная работа
Декорациям спектакля позавидует любой театр. На сцене — основательное жилье богатого семейства. Понятно, за что идет борьба наследников. Художник-постановщик — народный художник России, скульптор Александр Рукавишников. Для создания декораций дома Ванюшиных он вдохновлялся усадьбой своего прадеда — купца Рукавишникова. Свое дело предок имел в Нижнем Новгороде. Каждый в городе знает этот дом на Верхневолжской набережной. Прежде чем браться за постановку, режиссер побывал там и был восхищен купеческим размахом.
— Меня поразила история создания усадьбы, — рассказал «Известиям» Владимир Машков. — Когда купец решил построить дом, вызвал модного архитектора. Сказал: «Даю миллион, ни копейкой больше и меньше». Архитектор спросил, в каком стиле должен быть дом. «А какие есть?» — «Ампир, классика…» — «Значит, во всех». И архитектор постарался. В пьесе Найденова описаны купцы пожиже. Но все-таки мы брали пример с серьезных людей, таких как Рукавишниковы, как золотоканительщики Алексеевы, они же Станиславские.
В Театре Олега Табакова тоже всё сделано с размахом. Резные деревянные лестницы и балкон, обрамляющий второй этаж дома Ванюшиных, выполнен в стиле русский модерн. Двери — с плюшевыми занавесями, арочные окна, печь-голландка, кованые светильники. Бюджет получился неслабый, признался режиссер.
— Декорация основательная, устанавливается два дня, — говорит Владимир Машков. — Для нас это было принципиально, чтобы на сцене было пространство живое, мощное, чтобы, когда актеры работают на втором этаже, конструкция под ними не ходила. А у зрителя складывалось впечатление масштаба купеческой усадьбы, и им верилось в то, что наследникам есть за что побиться.
Альтернативный конец
Пьеса Найденова заканчивается гибелью главного героя. Так же трагичная была судьба у отца писателя. Он покончил жизнь самоубийством. Но после того, как была написана пьеса с печальным финалом, Найденову предложили создать иной вариант развития событий. Пьеса заканчивалась тем, что отец семейства переезжал жить на верхний этаж дома, а в его комнату внизу въезжал старший сын Константин. В этом не было драмы. И создатели спектакля придумали альтернативный финал, отличный от авторских версий. Но зритель это должен увидеть сам.
Постановка получилась современной, чувственной, временами безжалостной. Сегодня, когда идет попытка отменить существование семьи как таковой, это очень актуально. Даже сложные семейные отношения лучше, чем их отсутствие. Пока люди живы, всё еще можно изменить.
Как говорит Владимир Машков, если у зрителей, выходящих из зала, появится мысль поинтересоваться, как там их дети, или родится желание позвонить родителям, значит, всё не зря.
— Это спектакль-предупреждение, спектакль-надежда, спектакль-воля, — считает режиссер. — «Наследники» — еще один этап развития нашего театра, на который я очень надеюсь.
Владимир Машков уверен: афишу пополнил спектакль, дающий возможность приблизиться к великому русскому психологическому театру.