Содержание:
12-серийный исторический детективный сериал по мотивам одноименного романа Эдуарда Хруцкого производства РЕН ТВ и кинокомпании «Пиманов и партнеры» кропотливо воссоздает картину СССР времен застоя: коррупция в высших эшелонах власти, сращивание партийно-советских и правоохранительных структур с теневым капиталом и уголовниками, сфабрикованные дела. Описываемые в проекте события перекликаются с реальными громкими расследованиями того времени. «Известия» поговорили с создателями сериала и расспросили их о том, как снимали «Зло».
Детектив и драма
Сериал «Зло» готов раскрыть всю правду о времени, которое сохранилось в нашей памяти безмятежным. Но именно тогда зарождалось то, что позже получит название «коррупция и оргпреступность». Продюсерами криминальной драмы выступили Владимир Тюлин, Алексей Пиманов и Ольга Погодина.
Повествование начинается с эпизода, в котором домушники пытаются вскрыть сейф в квартире балерины Захаровой. Однако это прямая отсылка к нашумевшему делу. В 1962 году была ограблена и убита прима Большого театра Екатерина Васильевна Гельцер. Еще до революции она начала коллекционировать ювелирные украшения и предметы искусства, да и в советское время высокопоставленные поклонники щедро одаривали народную артистку РСФСР.
В основу детектива Эдуарда Хруцкого легли реальные уголовные расследования. В сериале «Зло» «бриллиантовую аферу» расследует Игорь Анохин, следователь МУРа (Евгений Харитонов). Распутать сложное дело ему помогают корреспондент «Известий» Юрий Ельцов (Даниил Страхов) и брат журналиста, бывший начальник МУРа Игорь Ельцов (Андрей Чернышов).
В сериале удачно соединилось несколько жанров. Это детектив, историческое кино, драма и даже мелодрама.
— Кого-то название сериала «Зло» может напугать, кто-то отреагирует настороженно, но фильм определяет наше отношение к тем серьезным проблемам, которые зарождались в СССР в начале 1980-х, — признался «Известиям» Андрей Чернышов. — О них мы говорим в сериале. С ними борются наши герои. Это действительно самое настоящее зло, которое дало свои плоды позже. Мы все знаем, что потом произошло в стране.
По мнению исполнителя роли Анохина Евгения Харитонова, сериал «Зло» — про любовь, дружбу, измену, долг, службу, про ответственность, силу, слабость. «В общем, про весь спектр эмоций и про то необходимое, что утрачено из нашей жизни», говорит актер.
Павел Трубинер сыграл в сериале уголовника Махаона. В своей среде он в авторитете. Знатный медвежатник может справиться с любым сейфом, и не только.
— Отрицательного персонажа играть всегда интереснее, — рассказал Павел Трубинер. — В нем можно найти больше красок, нюансов в характере. Такой герой может быть очень многогранным. Для актера отрицательный персонаж очень интересен.
Сценаристы старались сделать подробную экранизацию романа Эдуарда Хруцкого, но в отличие от книги в кинодраматургии есть свои законы, которые надо соблюдать.
— Мы добавили в историю больше экшена и приключений, — рассказал сценарист Андрей Житков. — Герой, которого играет Даниил Страхов, человек задиристый. Он старается отстаивать свою точку зрения, не идет на компромиссы и из-за своего характера сталкивается с неприятностями. Но именно с его помощью удалось раскрутить дело, в котором партийная элита, криминал и МВД действовали сообща. И благодаря его работе к расследованию подключается КГБ, люди Андропова.
Из бара в тюрьму и обратно
Снимали большую часть сериала в Минске и его окрестностях. Город прекрасен тем, что в нем еще можно снимать историческое кино. Завернул за угол — и перед вами 1970-е. Прошелся по широкому проспекту — 1980-е. А отъехал на окраину города, там время остановилось в 1960-х.
Минск очень любят кинематографисты. И то, что в городе с любовью сохраняют свою историю, ценно. Город облегчает задачу для художественно-постановочной части.
Журналист «Известий» встречается с информатором во дворе «Дома офицеров Белполка». Это образец советской архитектуры 1930-х годов на улице Грушевская, № 11. Во дворе есть фонтан, который в 1950-е построили военные и пленные немцы. Сейчас он не работает. У наших современников не хватает смекалки, как восстановить подачу воды в фонтане.
— Часть съемочной группы была из Белоруссии, — рассказал «Известиям» исполнительный продюсер сериала Прохор Невров. — Постановщики, гримеры, костюмеры, реквизиторы. Они очень помогли в поисках советской атрибутики. Было закуплено много различного оборудования, сделанного в СССР. Какое-то тут же отправилось на реставрацию и ремонт.
Но зато из кабинета начальства текстильного комбината «Комволь» в Минске воссоздали бар «Яма». В нем установили аппараты для розлива пива, нашли стеклянные кружки, музыкальный аппарат. На площадке было очень атмосферно. Ну а чтобы сократить количество локаций, подходящее помещение использовали по полной. Так, на том же заводе, где обустроили бар, за стенкой декораторы присмотрели комнату. Она послужила тюрьмой. Просто войдя в соседнюю дверь, группа перемещалась на съемочную площадку новой локации.
Школа № 4 в сериале «Зло» перевоплотилась в больницу. Нашли в Минске и атрибуты зажиточной жизни советской элиты — деревянный загородный дом Шорина, героя Александра Устюгова. Эпизоды о барских замашках коррупционера снимали в особом историческом месте в «Лошицкой усадьбе». Это уникальное строение ХIХ века, которое сейчас имеет статус памятника архитектуры. И в нем располагается музей. По сценарию, в этом красивом доме герой Александра Устюгова, сотрудник ЦК, принимал высокопоставленных гостей.
Мясник для народного артиста
Простому человеку роскошь была недоступна. За счастье было купить элементарные бытовые товары и продукты, в то время как власть предержащие купались в роскоши и скупали бриллианты. Коррупционеры ворочали сотнями тысяч. Кто-то попадался с такими деньгами. «Бриллиантовое дело», «Дело «Елисеевского» гастронома», «Рыбное дело», «Хлопковое дело» — в каждом из них была задействована организованная преступная группировка, которая позже стала на итальянский манер называться мафией. Сериал «Зло» — о тех, кто этому противостоял.
— Люди, будем так говорить, культурной элиты, позволяли себе немного больше, — вспоминает народный артист России Лев Лещенко. — Они больше зарабатывали, у них была возможность жить не в коммуналке, а в отдельной квартире.
А исполнитель роли криминального авторитета в сериале, народный артист Борис Щербаков вспоминает, что ему приходилось налаживать связи в торговле, чтобы кормить семью.
— Тогда был полный дефицит. У меня был знакомый мясник, например, в Елисеевском магазине, который иногда выдавал мне кусочек мяса. Надо было как-то семью кормить, — признался «Известиям» Борис Щербаков.
Кадры решают всё!
Продюсеры думали над тем, как на экране воспроизвести картинку, глядя на которую верилось бы, что фильм снят людьми, знающими то время. Облегчило жизнь кинематографистам решение использовать в сериале советскую кинохронику. Архивные кадры как иллюстрации конца 1970–начала 1980-х в СССР.
Режиссер Екатерина Побединская отправилась в Красногорске в Российский государственный архив кинофотодокументов. Из обилия кинохроники она подобрала подходящую для «Зла». Изображение с советской кинопленки не должно было выглядеть вставным зубом в сериале.
— Потребовалось немало усилий, чтобы картинку из архива довести до современного разрешения. А чтобы хроника стыковалась с отснятым материалом, была сделана общая цветокоррекция всего фильма, — рассказал «Известиям» исполнительный продюсер сериала Прохор Невров. — Зритель не должен был понять, где сделаны переходы от советской пленки к цифровому изображению. На экране они увидят достоверную картинку.
Съемочной группе и продюсерам сериала «Зло» Владимиру Тюлину, Алексею Пиманову и Ольге Погодиной удалось сделать книгу Эдуарда Хруцкого максимально зрелищным кино. Погружение в эпоху получилось правдивым до деталей. Многие, посмотрев сериал, вспомнят ее с ностальгией и теплом.