Это популярно

    BMW шестой серии незаметно сняли с конвейера

    3 августа, 2023

    «Всё время быть красивой — это ужасно тяжело»

    27 сентября, 2024

    Половину уже отсидел: Стрелков вновь попросил выпустить его из колонии

    24 декабря, 2024
    Facebook Twitter Instagram
    Четверг, 2 октября
    Facebook Twitter Instagram Pinterest YouTube
    Блог актуальный новостей
    • Главная
    • Мир

      Газодувка промышленная: ключевой элемент эффективной вентиляции и технологических процессов

      1 октября, 2025

      Где полезны буровые инструменты: полный обзор сфер применения

      22 сентября, 2025

      Дорожная грунтовка как идеальная защита асфальта: секреты долговечности дорожного покрытия

      18 сентября, 2025

      Как добраться до недоступного края: логистика грузоперевозок между Санкт‑Петербургом и Норильском

      7 сентября, 2025

      Эффективная и выгодная покупка запчастей для спецтехники в интернете

      17 августа, 2025
    • Россия

      Как подобрать высококачественный кожзаменитель?

      12 июля, 2025

      Работа вахтой на складе спецодежды в Москве: возможности и перспективы

      9 декабря, 2024

      «Рука не дрогнет»: Медведев пригрозил Западу «глобальной войной»

      18 февраля, 2024

      Инфекции разносят мигранты и беспечные россияне

      18 февраля, 2024

      В Минобороны сообщили об уничтожении за ночь 33 украинских беспилотников

      17 февраля, 2024
    • Общество

      Суд обратил в доход государства «Кириешки» и Calve. А владельцев бизнеса Штенгеловых признал экстремистским объединением

      2 октября, 2025

      Отравление, давление властей и сотни детей: главное из интервью Павла Дурова

      1 октября, 2025

      «Рыдал в полицейской машине». В Москве сотрудник банка зарезал начальницу посреди рабочего дня

      30 сентября, 2025

      30 сентября — какой сегодня праздник? Что отмечают в этот день в России и мире

      30 сентября, 2025

      «Был сильнейший удар». При налете дронов в Подмосковье погибли мальчик и его прабабушка

      29 сентября, 2025
    • Культура

      «Издание неопубликованных произведений Добронравова — моя важная задача»

      22 сентября, 2025

      Профессиональная помощь в услугах по банкротству юридических лиц: что нужно знать

      22 сентября, 2025

      Лазерная гравировка: искусство точности и уникальности

      20 сентября, 2025

      Таймс вперед: конкурс «Интервидение» вышел на экраны Нью-Йорка

      16 сентября, 2025

      Вальс-Ростов: песни Александра Розенбаума превратились в мюзикл

      6 сентября, 2025
    • Медицина

      Уволилась главврач онкодиспансера Бурятии, где пациентке удалили здоровую почку — Новости на Вести.ru

      2 октября, 2025

      Магнитные бури возобновились на фоне нового роста скорости солнечного ветра — Новости на Вести.ru

      1 октября, 2025

      Юрист Хаминский: не вызвавшие «скорую» могут понести уголовную ответственность — Новости на Вести.ru

      1 октября, 2025

      Неочевидные причины головной боли: почему болит голова, когда нет причин — Новости на Вести.ru

      30 сентября, 2025

      В России снизилась заболеваемость ОРВИ и COVID-19 — Новости на Вести.ru

      29 сентября, 2025
    • Авто

      Эксперт рассказал о сокращении программ стимулирования продаж автомобилей

      2 октября, 2025

      Volkswagen уволил 548 сотрудников за прогулы

      1 октября, 2025

      Дилер рассказал о главных конкурентах Jetour T1 в России

      1 октября, 2025

      Полиция в США не смогла выписать штраф роботу

      30 сентября, 2025

      В США болид попал в аварию на скорости 320 км/ч

      30 сентября, 2025
    • Спорт

      Станкович ответил на вопрос об отставке из «Спартака» после неудач в РПЛ

      9 августа, 2025

      УЕФА оштрафовал игроков «Барселоны» за нарушение правил допинг-контроля

      8 августа, 2025

      В «Газпром»-Академии завершился мегатурнир «Зенит рядом»

      25 декабря, 2024

      Украина — Словакия, 21 июня — прямая трансляция онлайн, результат (Евро-2024) :: Футбол :: РБК Спорт

      21 июня, 2024

      Испания — Италия, 20 июня — прямая трансляция онлайн, результат :: Футбол :: РБК Спорт

      21 июня, 2024
    Блог актуальный новостей
    Вы находитесь в:Главная»Общество»45 лет назад в небе столкнулись два советских пассажирских самолета
    Общество

    45 лет назад в небе столкнулись два советских пассажирских самолета

    11 августа, 20247 Мин. Чтение

    Содержание:

    • 1 «Наблюдаю падение частей самолета»
    • 2 «Непобедимое оружие правды»
    • 3 «Это было что-то страшное»
    • 4 «На связи могло быть 10-15 бортов»

    Сорок пять лет назад, 11 августа 1979-го, в небе над Днепропетровской областью Украины произошла одна из крупнейших авиакатастроф в СССР. В небе столкнулись два пассажирских самолета ТУ-134. Погибли 178 человек, в том числе ташкентская футбольная команда «Пахтакор». В прессе о трагедии сообщили лишь через три дня, причем о крушении одного судна. Об авиакатастрофе, годами остававшейся засекреченной, — в материале «Газеты.Ru».

    «Наблюдаю падение частей самолета»

    11 августа 1979 года в 12 часов 53 минуты по московскому времени из аэропорта города Воронежа вылетел молдавский Ту-134А, выполнявший рейс Челябинск-Воронеж-Кишинев. На его борту находилось 88 пассажиров, в том числе 16 детей.

    Немногим позже, в 13 часов 11 минут, белорусский ТУ-134 вылетел из Донецка, где делал промежуточную посадку, и взял курс на Минск.

    На его борту было 77 пассажиров. Среди них — 13 детей и 17 членов футбольной команды «Пахтакор» Узбекистана, которые летели на игру чемпионата СССР по футболу.

    Маршруты самолетов пролегали над территорией Украины. Полеты здесь контролировал Харьковский центр управления.

    Старший смены Сергей Сергеев на один из самых напряженных секторов неба, включающий пространство над Днепродзержинском, поставил 21-летнего диспетчера Николая Жуковского. Юноша совсем недавно окончил обучение. Он еще не проработал и трех месяцев. Следить за его работой поручили 28-летнему диспетчеру-инструктору Владимиру Сумскому, хотя по инструкции Сергеев должен был делать это сам.

    Картину последующих событий позволяет восстановить расшифровка переговоров диспетчеров с экипажами.

    Диспетчер Жуковский: 816-й (номер рейса. — прим. «Газеты.Ru»), следуйте 8400 (высота. — прим. «Газеты.Ru») Красноград.

    Молдавский Ту-134: Вас понял, а 9600 нельзя?

    Жуковский: Пока нет, над Красноградом попутный на 9600.

    Молдавский Ту-134: Понял Вас, 8400 сохраняю.

    Через девять минут по указанию диспетчера на высоту молдавского самолета поднимается и белорусское судно, следующее ему навстречу.

    По оценкам Жуковского, они должны были оказаться в одной точке с разницей в три минуты. На самом деле интервал составлял меньше минуты.

    Ошибку молодого работника заметил Сумский. Он экстренно вмешался в переговоры и попытался развести самолеты. Велел белорусскому Ту-134А подняться на высоту 9000 метров и предупредил экипаж, что на пересекающихся курсах идет другое судно. Услышав в ответ неразборчивое «понял, 8400», он решил, что команда принята и вышел из эфира. Оказалось, ответил ему совсем другой экипаж, летящий в том же секторе. Белорусский борт указание не принял и продолжал следовать прежним курсом.

    В 13:37 на связь вышел экипаж Ан-2, выполняющий рейс Черкассы-Донецк. «Харьков, 91734, что-то падает с неба!» — доложил командир.

    Через три минуты уточнил: «В районе населенного пункта Куриловка наблюдаю падение частей самолета. По-моему, Ту-134».

    «Непобедимое оружие правды»

    Район катастрофы оцепили милиция и войска. Одним из первых на место крушение выехал Н. Гладкий — на тот момент главный государственный санитарный врач Днепропетровской области.

    Через несколько дней государственная комиссия начала расследование причин трагедии. Было установлено, что на обоих самолетах не было взрыва или пожара, оборудование работало исправно, взлетный вес и центровка соответствовали норме. Воинские учения в районе полетов в тот день также не проводились. По оценке экспертов, к крушению привели ошибки диспетчеров, в том числе неправильный расчет траекторий движения транспортных средств.

    Самолеты столкнулись под углом 95°. Белорусский лайнер крылом срезал пилотскую кабину и начало пассажирского салона молдавского судна.

    Подробности трагедии жители Советского союза узнали лишь спустя годы — дело сразу же засекретили. На следующий день после трагедии о столкновении двух самолетов и гибели 178 пассажиров в прессе не было ни слова. Первую полосу «Известий» посвятили дню строителя, успехам советских космонавтов, увеличению посевных площадей и предстоящему началу нового учебного года.

    «Вооружать подрастающее поколение «непобедимым оружием исторической правды — об этом напоминает нам постановление ЦК КПСС», — гласила статья.

    Однако внезапное исчезновение футболистов, игры которых ждали миллионы советских граждан, не могло остаться незамеченным.

    Через два дня на шестой странице «Известий» в рубрике спорт появилось короткое сообщение: «Матч Динамо (Минск)-Пахтакор перенесен на более поздний срок». На следующий день, 14 августа, белорусские и ташкентские издания, в том числе, «Правда Востока», на первой полосе опубликовали лаконичное сообщение от Центрального комитета компартии Узбекистана.

    Читать также:
    Головой в унитаз. В детдоме в Омской области воспитанницы издевались над сверстницей

    ЦК выразил соболезнование семьям погибших и заверил, что правительство республики принимает меры по оказанию им помощи.

    На последней странице издания «Физкультурник Узбекистана» вышел некролог в память о погибших футболистах. Газету раскупили в считанные минуты.

    И хотя о крушении второго лайнера в СМИ не говорилось, о том, что в небе случилась трагедия, знала практически вся страна.

    «Это было что-то страшное»

    Сергей Осипов (имя изменено. — прим. «Газеты.Ru») 11 августа 1979 года вместе с товарищами «зайцем» летел в Адлер. Посадить их в самолет согласился знакомый командир экипажа.

    «Во время промежуточной посадки в Херсоне он вернулся на самолет и рассказал, что произошла эта катастрофа, — вспоминает Осипов в разговоре с «Газетой.Ru». — Столкновение произошло в тот момент, когда мы были в воздухе примерно в этом же районе. Все угнетенные были. Про жертвы знали, но особых подробностей не было».

    Помимо работников авиации и их знакомых, первыми о ЧП (также без каких-либо деталей) узнали члены футбольной команды, которые по разным причинам не попали на рейс. Среди них был и вратарь «Пахтакора» Александр Яновский.

    От гибели его спасла травма. В одном из первых матчей в высшей союзной лиге нападающий соперника попал ему ногой в живот. К матчу в Минске поправиться он не успел, поэтому должен был сыграть за дублирующую команду и улетел на два дня раньше.

    «Об авиакатастрофе узнал в тот же день от второго секретаря ЦК КПСС Узбекской ССР. Он позвонил в гостиницу Минска, чтобы уточнить список игроков, летевших на игру, и сообщил о трагедии. Это было что-то страшное. Мне было 27 лет, но до сих пор перед глазами та ужасная картина. Наши молодые игроки все были в стрессовом состоянии», — рассказывал он журналистам.

    Новость стремительно распространялась по стране. По мнению Яновского, если бы не гибель футболистов, об авиакатастрофе так бы никто и не сообщил.

    Похороны спортсменов прошли 17 августа в присутствии всего руководства республики. В СМИ об этом тоже не упоминали. В свидетельствах о смерти написали, что к гибели пассажиров привел несчастный случай.

    «На связи могло быть 10-15 бортов»

    Спустя девять месяцев с момента крушения на скамье подсудимых оказались диспетчеры Сумский и Жуковский. Их приговорили к 15 годам колонии. Старший смены Сергеев, который, как установила комиссия, неверно распределил обязанности, на суде не присутствовал даже в качестве свидетеля.

    Жуковский, отбывая наказание, покончил с собой. Сумский освободился условно-досрочно через шесть лет. В 2004 году, спустя 25 лет с момента трагедии, в интервью журналистам он сказал, что признает свою вину, однако привела к ней не только ошибка диспетчеров.

    «Харьковская зона и по сей день считается одной из самых тяжелых, а в то время вообще страшная была, — вспоминал он. — После того как литерный рейс условное название авиарейсов высокой важности, например, для высокопоставленных партийных чиновников пролетел, в ней собралось около полусотни самолетов. Когда специалисты Академии гражданской авиации занимались нашей катастрофой, они оценили, что тогда обстановка была неподвластна возможностям человека. Даже для автоматики это должно было быть в пределах 10-11 бортов. А у нас на связи было 12 самолетов».

    Вице-президент Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России (ФПАД) Александр Михолап, начинавший работать во времена СССР, отмечает, что нагрузка на специалистов тогда действительно была намного выше, чем сегодня.

    «Сейчас диспетчер работает шесть часов, а тогда никто над этим не задумывался. Я мог быть на смене в день, на следующий день в утро и в ночь. А зарплата у меня была на 10 рублей больше, чем у уборщицы. Почти все подрабатывали: кто дворником, кто пекарем», — вспоминает он в беседе с «Газетой.Ru».

    Всю информацию о перелетах диспетчеры должны были держать в уме и наносить вручную на карту.

    «За раз на связи могло быть 10-15 бортов. Перед тобой лежал рулон кальки, и на ней мы чертили, кто и куда летит. Вместо компьютеров, на которых отображается каждый борт — круглый монитор, там бегал луч и в нем просто метка, — говорит Михолап. — Уже потом появились мониторы, тренажеры, с помощью которых мы отрабатывали сложные ситуации, но в то время работа была намного сложнее. Молодежь уже даже не верит, что так было».

    Что думаешь? Комментарии

    Предыдущая статьяСоздание эффективного брендбука: стратегии, инструменты
    Следующая статья Служил Гаврила меценатом: влияние купеческих нравов на русскую культуру

    Похожие публикации

    Суд обратил в доход государства «Кириешки» и Calve. А владельцев бизнеса Штенгеловых признал экстремистским объединением

    2 октября, 2025

    Отравление, давление властей и сотни детей: главное из интервью Павла Дурова

    1 октября, 2025

    «Рыдал в полицейской машине». В Москве сотрудник банка зарезал начальницу посреди рабочего дня

    30 сентября, 2025
    Новое на сайте

    Эксперт рассказал о сокращении программ стимулирования продаж автомобилей

    2 октября, 2025

    Уволилась главврач онкодиспансера Бурятии, где пациентке удалили здоровую почку — Новости на Вести.ru

    2 октября, 2025

    Суд обратил в доход государства «Кириешки» и Calve. А владельцев бизнеса Штенгеловых признал экстремистским объединением

    2 октября, 2025

    Volkswagen уволил 548 сотрудников за прогулы

    1 октября, 2025
    Это интересно

    Нью-Йорк тонет. Под угрозой 8 млн человек и десятки тысяч зданий

    24 мая, 2023

    Ученые выяснили, что Нью-Йорк уходит под воду вдвое быстрее, чем должен Нью-Йорк тонет, и в будущем рискует…

    Реклама итальянских «Жигулей» в бандитском стиле

    8 января, 2025

    День рождения рогатого: гиганту троллейбусостроения 74 года

    29 февраля, 2024
    О нас
    О нас

    Блог актуальный новостей.
    Все самое интересное и важное за последние сутки из разных уголков мира и России ежедневно в эксклюзивных публикациях на нашем блоге.

    Facebook Twitter Pinterest YouTube WhatsApp
    Выбор редактора

    Экс-генпрокурор Скуратов намекнул, что ему известен заказчик убийства Листьева

    30 апреля, 2024

    В Поволжье растет число отравившихся сидром

    7 июня, 2023

    Юбилейный Abarth на гоночной трассе

    17 августа, 2024
    ТОП месяца

    Как оформить визу в Саудовскую Аравию: подробное руководство

    13 сентября, 2025

    Идеальные блюда на углях: как выездной мангальщик создаст незабываемый вкусовой опыт

    6 ноября, 2023

    Почему кухни в скандинавском стиле завоевывают сердца: секреты привлекательности

    12 сентября, 2025
    © 2025 Vjagu.ru. Все права защищены

    Введите поисковый запрос и нажмите Enter. Нажмите Esc чтобы вернуться к сайту.