EN
Самый известный пушкинский сюжет худрук Театра Маяковского Егор Перегудов рассказал с выдумкой и юмором. А кроме того, акцентировал внимание на любви автора и его героев к самому холодному времени года. Эстетика природных материалов, созданная сценографом Владимиром Арефьевым, погружает зрителей в русскую зиму. В спектакле на сцене льется вода, идет снег и крушится лед. «Известия» побывали на премьере и постарались не замерзнуть.
Карманный Пушкин
Белинский назвал роман Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Режиссер Егор Перегудов опровергает этот титул. Гостей Театра Маяковского встречает афиша, где Пушкин читает газету, в которой опубликованы первые главы его романа в стихах. А в фойе для гостей — шанс сфотографироваться вместе с «нашим всем».
На стуле рядом с Александром Сергеевичем можно взять в руки пожелтевшую прессу. Газета «Северная пчела» № 16 от 21 января 1837 года. Там была опубликована заметка о миниатюрном издании романа «Евгений Онегин»: «Два слова об издании. Оно прекрасно: напечатано в уютном формате, мелким, но очень четким и красивым шрифтом на белой бумаге. «Онегин» этого издания уместится и в работном мешочке дамы, и в кармане (не секретарском) мужчины», — анонсировала статья.
В таком же карманном формате сделаны и программки к премьере. В них можно прочесть и о романе, и о героях Пушкина, и о замысле режиссера. Эти детали настраивали на результат кропотливой и дотошной работы команды Егора Перегудова.
Привычный текст начала романа «Мой дядя самых честных правил…» зрители не услышат. Зато увидят того самого дядю в исполнении Евгения Парамонова. Он здесь рассказчик, погружающий зрителей в материал.
Режиссер распределил текст от автора по персонажам. От этого знакомые строчки звучат по-новому. А если того требовала драматургия, строки автора были переставлены местами. Например, у Перегудова Онегин читает письмо Татьяны, но делает это только в финале. Но от этого спектакль не проиграл.
— Изначально не предполагалось, что это произведение будут когда-либо ставить, — говорит Егор Перегудов. — Там вообще нет никакой прямой речи. Главный герой практически на протяжении всего романа молчит (кроме Пушкина, вообще мало кто говорит). Поэтому этапы моей работы с текстом были разными: конечно, сначала был этап «влюбления» в материал, а дальше — паника, совершенно непонятно, как с этим работать. И это самое интересное, потому что надо делать то, что не знаешь, как делать.
Онегин или Пушкин?
Хронология романа в стихах охватывает период с 1819 до 1825 год. В это время декабристы готовят свое восстание, страна воодушевлена победой над Наполеоном. И на этом историческом фоне разворачивается история любви Евгения Онегина и Татьяны Лариной.
Собирая ансамбль для своего спектакля, Перегудов сделал ставку на молодежь. В роли Онегина — Мамука Патарава. Год назад он получил диплом Театрального института им. Б. Щукина. Ученик Анны Дубровской поначалу ошарашивает созданным образом. Хоть Пушкин не дает описания внешности Онегина, но усилиями Чайковского, написавшего оперу, героя романа представляют эдаким шатеном с голубыми глазами. «Острижен по последней моде, / Как dandy лондонский одет». Объект поклонения юных дев с надменным взглядом.
Но когда на сцене появляется Мамука Патарава в приталенном пальто на меху, в объемном цилиндре, в высоких сапогах — перед зрителями появляется знакомый профиль Пушкина. А самые начитанные припоминают графические автопортреты поэта на полях рукописи. Черные кудри, взгляд свысока, прямая спина, несуетная пластика. Чисто демон. Кстати — молодой актер Мамука Патарава играет Мефистофеля в спектакле «Маяковки» «Фауст». А теперь он Онегин.
— Это желанная роль для многих артистов и для меня в том числе, «столп» в русской литературе, она полностью ассоциируется с нашей культурой, — говорит Мамука Патарава. — Когда узнал о назначении на роль, испытал пять секунд счастья и благодарности. Потом позвонил Егору Михайловичу. Как только договорил, понял — всё, это крах, а что там играть? Ведь это же не драматургия, не пьеса… И начались поиски!
Роль Татьяны Лариной режиссер отдал Варваре Бочковой. Актриса с этого сезона в труппе Театра Маяковского. У нее балетное прошлое: Варвара училась в Академии Вагановой в Санкт-Петербурге. Растяжку, пластику актрисы режиссер активно использует. Варвара в ночной сорочке прыгает grand jeté и pas de poisson. От любви к Онегину у Татьяны сносит голову. Она носится по сцене, потом выбегает в зал и наворачивает круги по нему. Девушку распирают нахлынувшие чувства. «Приземлить» ее может только няня.
Сыграть старушку режиссер предложил заслуженной артистке России Татьяне Орловой. Ее можно оставить одну на сцене и слушать, слушать, слушать Пушкина в прочтении актрисы. Няня у Татьяны еще та штучка. Глядя на сцену, веришь, что наставница у девушки — «с прошлым». Некогда девушку в 13 лет отдали замуж. Венчалась няня с Ваней, который был ее моложе. Что такое любовь, ей неведомо. Поэтому няня с интересом колядует вместе с подружками Тани. «Кому вынется, тому сбудется. Чье кольцо?» — поют подруженьки. «Мое!» — радуется, пританцовывая, няня. «Тому ребеночка ждать», — смеются молодые.
Танцы со стульями и битые сосульки
В спектакле большое внимание уделено сценодвижению. Хореограф Игорь Шаройко поставил танцы даже Онегину и Ленскому, сидящим друг против друга в креслах. Это — неожиданно, темпераментно, с выдумкой. На балу со стульями танцуют уже все герои.
С момента открытия занавеса интригуют не только материал, но еще и сценография народного художника РФ Владимира Арефьева. В центре сцены металлическая ванна. Вокруг нее кресла, рядом стол с разной мелочовкой. В правой кулисе куча плоских камней. Но центр притяжения — забор в глубине сцены, сквозь доски которого с разной степенью интенсивности просачивается вода. Возможности машинерии позволяют совсем залить театр водой, и зрителям остается лишь догадываться, когда прорвет эту плотину, которую сдерживает дощатый забор.
Владимир Арефьев умеет удивлять. Оформление спектакля он придумывал, следуя за замыслом режиссера. А Егор Перегудов решил поместить своих артистов в пространство русской зимы. Эта идея у режиссера родилась из «ледяных пристрастий» Пушкина, которыми он наградил и Онегина.
— Про Пушкина есть прекрасные воспоминания: он очень любил холод, — сообщает Егор Перегудов. — Когда работал, пил ледяную воду стаканами и ел варенье из крыжовника. Не кофе, не чай, не шампанское, не вино — лед и какая-то кисло-сладость. Онегин в романе принимает в деревне ванну со льдом — и сам Пушкин выходил в сени, где стояла бадья с водой. Зимой вода замерзала, a он кулаком проламывал лед и утром после пробуждения залезал туда, просыпался, шел работать.
Ломать лед в спектакле предстоит и Онегину. Создатели спектакля исследуют природные стихии. В декорациях Владимира Арефьева разные состояния воды проявляют летучесть авторского слога и переменчивость главного героя.
Под строчки «Мороз и солнце; день чудесный!» сцену засыпает снег. Режиссер посчитал органичным появление стихотворения «Зимнее утро» Пушкина в спектакле по роману Александра Сергеевича. А пространство зимнего леса, где стреляются Онегин и Ленский, художник создал с помощью постельного белья. На сцене белые одеяла, подушки, напоминающие сугробы. Абстрактные формы, но и тут есть интрига. Откидываешь угол одного одеяла, а там Ольга. Поднимаешь другое, а под ним Ленский. Всюду жизнь. Которой один из героев скоро лишится.
Владимира Ленского сыграл выпускник Школы-студии МХАТ с курса Марины Брусникиной Никита Языков. Двухметровый юноша комично смотрится рядом с пижоном невысокого роста Онегиным. Его герой — поэт. Всклокоченный, нервный, неспокойный. У него в жизни всё понятно, он с детства дружит с Ольгой (Алена Васина однокурсница Никиты), готовится к свадьбе. И непонятно, что его сближает с бонвиваном Евгением. Как пишет Пушкин: «Они сошлись. Волна и камень, / Стихи и проза, лед и пламень / Не столь различны меж собой».
Эстетика природных материалов, заложенная в постановке, сражает в финале. На сцене появляются гигантские сосульки. Сначала кажется, что они из оргстекла, но когда начинается капель, понимаешь: художник — натуралист. Владимир Арефьев для спектакля наморозил настоящих ледышек. Их разбивает тростью Евгений Онегин, узнавший, что девушка в малиновом берете, та самая Татьяна, «теперь другому отдана и будет век ему верна».
В Театре Маяковского незадолго до премьеры появился образовательный проект для зрителей — интеллектуальное ток-шоу «Застольный период». Это публичный разговор, творческий «мозговой штурм» артистов и режиссеров театра вместе с приглашенными специалистами на тему будущего спектакля, который станет частью видеоподкаста. Первая встреча прошла к премьере «Евгения Онегина». Коллективное погружение зрителей и создателей в текст Пушкина родил новый формат сотворчества. Хотя это процесс, обычно закрытый от посторонних. Но «Застольный период» поможет глубже понять замысел создателей.
Первые зрители «Евгения Онегина» встретили постановку Егора Перегудова овациями. Следующий показ — 8 февраля.