EN
Чтобы дезориентировать бомбардировщики противника, в Великую Отечественную войну создавали ложные аэродромы, но сегодня мало кто об этом знает, уверен Игорь Угольников. Продюсер с командой фильма «Есть только МиГ» решил восполнить пробел. Студия «Военфильм», кинокомпания SEREBRO и телеканал РЕН ТВ выпустили в прокат героическую комедию о Великой Отечественной войне. Дистрибутор — «НМГ Кинопрокат» (входит в холдинг «Национальная Медиа Группа»). О том, как вернуть военные самолеты на широкий экран, где можно подержать в руках Знамя Победы и увидеть Игоря Угольникова в роли маршала Жукова, народный артист рассказал в интервью «Известиям».
«После этого фильма артист Даниил Попов будет настоящей звездой отечественного кино»
— Как у вас родилась идея снять эту историю?
— Она витала в воздухе. На кинокомплексе «Военфильм» в Медыни у нас кроме танков, автомобилей, разнообразной артиллерии есть несколько макетов самолетов и взлетная полоса — то есть возможность снимать фильмы про авиацию. У меня давно было желание использовать весь наш самолетный арсенал и снять картину более легкую, чем уже вышедшие в прокат фильмы студии «Военфильм», — героическую комедию о войне. Поэтому предложение Александра Жигалкина пришлось весьма кстати. Мы обсудили возможности, вспомнили замечательное советское кино «Беспокойное хозяйство» — и решили сделать нечто подобное.
У нас на кинокомплексе есть чудесный МиГ, и по сюжету это единственный самолет, который может летать на ложном аэродроме — основном месте действия картины. Отсюда и название фильма — «Есть только МиГ». Я очень рад, что Александр Жигалкин воплотил идею фильма как режиссер и продюсер, а у нашей студии получилось обеспечить техническую сторону.
— Когда вы узнали о существовании ложных аэродромов во время войны, какова была ваша реакция?
— Я узнал об этом давно, из старого советского фильма. Потом прочитал несколько историй о том, что эти аэродромы создавались намеренно, чтобы дезориентировать бомбардировщики противника и чтобы реальные аэродромы не пострадали. Эта военная тактика в то время активно использовалась как Советской армией, так и немцами.
Идея фильма хороша еще и потому, что сегодня мало кто об этом историческом факте знает и мы восполняем этот пробел. Главный герой — боевой летчик, он стремится вернуться в небо после ранения, но из-за проблем со зрением не может получить допуск к полетам. Он простой русский парень, открытый, бесшабашный, порой по-детски воспринимает действительность, но при этом он ас, он сбивал самолеты противника. Его драму мы и воплотили.
Это немножко и моя драма: я всегда хотел быть летчиком. Но зрение в детстве изменилось, и об этой мечте пришлось забыть. Отчасти я воплотил ее в кино.
— Вы на полном серьезе грезили не театральным, а авиационным институтом? Может, у вас кто-то в семье имел отношение к авиации?
— Дед был летчиком. В Великую Отечественную он был в заградительном полку. Закончил войну майором авиации. Потом преподавал в институте. Похоронен в Риге, куда мне теперь нельзя приезжать. Мне запретили власти.
— Почему вы сделали ставку на молодого неизвестного артиста, а не взяли звезду?
— Очень хороший вопрос. Потому что я уверен, что после этого фильма молодой малоизвестный артист Даниил Попов будет настоящей звездой отечественного кино. Мы много работаем с молодыми актерами в наших картинах, и после выхода фильмов на экран они становятся известными.
Премьера фильма «Есть только МиГ»
— Ваше кино не заставит людей смеяться над Великой Отечественной войной?
— Послушайте, глядя на экран, зрители не будут смеяться над трагедией Великой Отечественной войны. Они посмеются над комическими ситуациями, а не над войной.
Враг в фильме тот самый — серьезный, изощренный. И главный герой борется с этим врагом, ведет бой в небе с немецким асом. Мы не смеемся над Великой Отечественной войной, а улыбаемся над нашими персонажами.
«Я хотел бы услышать, что о кино думают 15-летние зрители»
— Какая техника снималась в фильме?
— Наша главная модель МиГ-3, его мы привезли со студии на премьеру и установили на Новом Арбате перед кинотеатром.
Специально для этой картины были сделаны немецкие машины — Messerschmitt Bf 109 и Heinkel He 111, а также несколько самолетов Як.
Старые самолеты, времен Великой Отечественной войны, найти практически невозможно. По счастью, некоторые модели — МиГ-3, Ил-2, И-16, И-153 («Чайка») есть в Музее техники Вадима Задорожного, партнера нашей студии. Сейчас эти самолеты не могут летать, но, как только это станет возможным, мы обязательно используем их в кино. Технику сейчас вообще очень трудно, с большими и многообразными сложностями, можно выводить в воздух. А макеты наши — вполне живые и исторически достоверные — летают с помощью компьютерной графики и разных ухищрений.
— Чье мнение о фильме для вас важно?
— Мнение зрителей, пришедших в кинотеатр семьей. Чтобы они, посмотрев фильм, улыбнулись, поговорили и, может быть, оттолкнувшись от «ложного аэродрома», захотели больше узнать, как воевали их деды и прадеды, как они жили, любили, боролись и побеждали. Я хотел бы услышать, что о кино думают 15-летние зрители.
— В 2022 году по инициативе президента России был создан Фонд поддержки военно-патриотического кино. Вы входите в его экспертный совет. Какие у него задачи?
— Обеспечить в нашей стране необходимые условия для создания военно-патриотических фильмов и программ их популяризации не только в России, но и за рубежом.
— А как заинтересовать молодежь таким контентом?
— Снимать хорошие фильмы. Военное кино, безусловно, противопоставляется развлекательному кинематографу. Но применительно к картине «Есть только МиГ» мы попытались совместить военно-патриотическое кино со зрительским, легким. С любимыми нашими зрителями сказками соперничать по сборам трудно, да и нет никакого смысла. Мы только чуть-чуть сместили акцент с серьезного кино в сторону небольшого развлечения — возможно, и мы на это надеемся, просмотр нашего фильма станет для кого-то ступенькой и к более серьезным военно-историческим работам.
— Вы не планируете продвигать свое кино за рубежом? Сейчас многие присматривают китайский рынок для проката.
— В Китае с успехом прошли две мои картины: «Брестская крепость» и «Подольские курсанты». Думаю, и «Есть только МиГ» найдет своего зрителя. А люди, которые занимаются продвижением нашего кино, в том числе в Китае, уже это делают.
«На маршала Жукова я совершенно не похож»
— В «Москино» выстроили макет Рейхстага. И ко Дню Победы вы подготовили спектакль в этих декорациях, который пользовался повышенным интересом. Что с ними будет дальше?
— Мы готовимся к очень сложной работе. Она будет отличаться от всего того, что мы делали. Это будет и технически и содержательно очень тяжелое кино. Я еще такого не делал. Да, усилиями властей Москвы, за что я очень благодарен нашему мэру, уже построен Рейхстаг в кинопарке «Москино». Будем достраивать его внутри. Надеемся, что в мае начнем съемки фильма «Знамя Победы». О наших знаменосцах, последних днях штурма Берлина и взятии Рейхстага. События разворачиваются за три дня, с 30 апреля по 2 мая 1945 года.
— Мало кто знает, что бойцов, которые должны были водрузить красное знамя на Рейхстаг, было не трое, а гораздо больше.
— И всех этих героев, которые водружали свои знамена и участвовали в штурме Рейхстага, мы обязательно покажем.
— 9 мая в Театре Армии вы уже выпустили спектакль, который тоже назывался «Знамя Победы». Это очень эффектное зрелище, особенно когда в финале весь зал накрывает красным полотнищем. Кто придумал это?
— Это моя задумка. Я предложил Театру Российской Армии идею постановки спектакля «Знамя Победы». К счастью, ее поддержали. Огромное Знамя Победы в конце спектакля накрывает весь зал, и зрители руками передают это полотнище. Мы пронесли его и по Красной Площади 24 июня в память о 80-летии Великого Парада Победы, который состоялся 24 июня 1945 года.
Этот спектакль живой, я буду его еще развивать от показа к показу. А 6 декабря мне придется играть еще и маршала Жукова, поскольку оба актера, исполняющие там эту роль, снимаются в кино. Мне придется ввестись в свой спектакль.
— То есть у вас будет дебют на сцене Театра Армии?
— Да, у меня будет актерский дебют на сцене Театра Армии. На маршала Жукова я совершенно не похож.
— Ну там это и не требуется.
— Спектакль поэтический, думаю, что зритель поверит. Рядом со мной будут маршалы Конев и Рокоссовский, главнокомандующий Сталин. Думаю, зритель эту данность примет.
Спектакль «Знамя Победы»
— Сейчас мода на ретро. На сцену возвращаются кумиры 1980–1990-х. Переснимают советское кино. А вы не хотите вернуть на экраны свои авторские телепроекты, например «Оба-на!»?
— Время «Оба-на!» закончилось. И закончилось оно еще в той стране, в том столетии, даже в том тысячелетии. Сейчас зрительский интерес повернут совершенно в другую сторону.
— В какую?
— Развлекательное телевидение стало иным. И шутят теперь по-другому. И я пока, в этом новом времени, своего места не вижу.
— Как это?
— Если будет такой запрос, как говорят, от общества, почему нет? Но теперь это делать надо иначе, нежели мы тогда, 35 лет назад. Когда, потешаясь и вписываясь в новое эпическое время перемен, мы могли себе позволить новые развлечения на отечественном телевидении. Многие помнят эту программу, мне это радостно. Но в нынешние времена мне трудно себе представить, что я надену клетчатый пиджак и начну с экрана телевизора кого-то веселить. Не время сейчас. Для меня. Не хочу быть, знаете, циником, ретроградом, брюзгой, и если у зрителей сегодня есть запрос на сложившийся телевизионный юмор и они хотят сейчас вот так развлекаться, то пожалуйста, но для меня это сейчас непредставимо.
— Сейчас не время для юмора?
— Время для юмора есть всегда. Но не для любого и не для меня. Единственное, что я могу себе позволить, — это сделать вот такое легкое кино о временах Великой Отечественной войны.
— Чем еще планируете удивить?
— Кроме кино, есть еще одна моя любимая работа — участие в создании больших военно-исторических экспозиций. Много работаем совместно с Музеем Победы на Поклонной горе, а в следующем году я буду участвовать в проекте, посвященном обороне Тулы.
И еще одна отдушина — космос. Мы снимаем документальные фильмы, поддерживаем тесные отношения и с космонавтами, и с руководством госкорпорации. Космическая программа СССР и России — это, на мой взгляд, одно из самых значимых направлений развития страны, один из локомотивов развития науки и техники. Наш ежегодный фестиваль космических фильмов «Циолковский» уже в седьмой раз пройдет в апреле в Калуге — и я уверен, что опять соберет много зрителей и участников.
Это меня больше сейчас занимает, чем желание кого-то чем-то потрясти. И, честно говоря, пока у меня впереди «Знамя Победы», ни о чем другом я думать не могу.